Потрясающие политические и социально-экономические катаклизмы последнего десятилетия на постсоветском пространстве коренным образом изменили жизнь сотен миллионов людей, но мало отразились на природе и рекреационных ресурсах стран Содружества. Горы, реки, озера, моря остались на месте, став безмолвными свидетелями человеческой пассионарности и порожденных ею безумных событий. Однако многочисленные туристические комплексы, гостиницы, санатории, кемпинги и все остальное, что называется инфраструктурой "индустрии отдыха", пришло в упадок - в полном соответствии с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Кроме того, многие места традиционного отдыха превратились в приюты для десятков тысяч беженцев из горячих точек, перемещенных лиц и других жертв распада страны.
Была и еще одна причина того, что наиболее распространенный в советские времена вид туризма - внутрисоюзный, захирел и практически сошел на нет. Получив свободу передвижения, люди стали предпочитать отдых в местах, ранее недоступных и оттого представлявшихся легендарными: Кипр, Канары, Таиланд, Сейшелы... И вот тут-то выяснилось, что уровень сервиса даже на средних по международным стандартам турецких и египетских курортах на порядок превосходит привычное "обслуживание", к которому приучили бывших советских людей. Кроме того, это самое "обслуживание" со всеми своими родимыми пятнами прошлого почему-то оказалось сопоставимо по ценам с рядовыми зарубежными курортами. Это и стало одним из основных факторов, сформировавших новые предпочтения постсоветских туристов и курортников.
Другой причиной переориентации людских потоков на внешний туристический рынок является сохраняющаяся нестабильность в большинстве регионов традиционного "внутреннего" туризма. Так, из оборота выпал практически весь Южный Кавказ, где отдыхали миллионы людей. Сейчас эта цифра уменьшилась более чем на порядок. Например, только Абхазию посещали в среднем до полумиллиона человек в год, а ныне эта цифра едва превышает 25 тысяч. Ситуация в "коренной" Грузии ничем не лучше, ибо само по себе наличие неурегулированных абхазского и юго-осетинского конфликтов заведомо отпугивает потенциальных гостей. Тем более что в СМИ постоянно проходит информация о разного рода внутренних волнениях, чеченских боевиках, коррупции...
Конечно, при объективном подходе становится очевидно, что уровень криминализированности в той же Грузии вряд ли сильно превышает средние российские показатели, но устоявшееся мнение преодолеть нелегко, а в результате тот же Боржоми, воды и природа которого по-прежнему обладают неповторимыми бальнеологическими качествами, отодвинулся на глухую периферию туристического интереса. Чему, заметим, в какой-то степени способствовало и введение визового режима на российско-грузинской границе. И даже стремление официального Сухуми выставить на тендер знаменитый приморский комплекс Пицунда, который власти более не в силах поддерживать в более или менее пристойном состоянии, не то что развивать, ажиотажа не вызвало. Мало кому хочется вкладывать деньги в недвижимость, принадлежность которой Абхазии сомнительна с точки зрения международного права.
Тем не менее туризм и курортная сфера в целом остаются в числе перспективных сфер грузинской экономики, сообщает собкор "НГ" в Тбилиси Анатолий Гордиенко. Некоторые эксперты Госдепартамента курортов и туризма считают, что при соответствующем подходе доля этой отрасли в национальном ВВП может составить не менее 30%, а ежегодный доход сектора - достичь 1 млрд. долл.
Увы, реальность пока иная, в отрасли наблюдается спад - если в 2000 г. доходы от туризма составили около 400 млн. долл., то уже через год уменьшились на треть. В 2001 г. в Грузии побывали 184,7 тыс. гостей из стран СНГ, что почти на 37 тыс. меньше, чем за предыдущий год. Число гостей из дальнего зарубежья уменьшилось еще значительней. Так, количество приезжих из России снизилось на 85%.
Серьезное падение наблюдается и на рынке туристическо-курортных услуг. Если в 1980-е гг. в стране функционировало 624 объекта со 152 тыс. спальных мест, то сейчас их осталось только 210 и они способны одновременно принять немногим более 5 тыс. постояльцев. Большинство санаториев и турбаз отдано под размещение беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Специалисты утверждают, что до 60% реальных доходов в данной сфере остается в "теневом" секторе. "Скрытые доходы оседают в карманах контролирующих структур", - заявил недавно по этому поводу руководитель Департамента курортов и туризма Важа Шубладзе.
Выход из застоя специалисты видят в росте инвестиций, причем руководство департамента уделяет особое внимание улучшению инвестиционной среды. За последние три года, несмотря на малую презентабельность отрасли для частного капитала, в нее все же было вложено примерно 150 млн. долл., из которых 100 млн. приходится на иностранных инвесторов (они вкладывают деньги в основном в строительство гостиниц). В итоге за последние годы в Грузии построено 210 частных гостиниц на 2,5 тыс. номеров.
Недавно вошел в строй столичный отель международного класса "Вестин-Тбилиси". Строится еще одна гостиница такого же класса - "Мариотт", завершается строительство первой очереди гостиничного комплекса на озере Базалети, в полусотне километров от столицы, рассчитанного на 650 мест. В целом же этот комплекс, строительство которого обойдется в 24 млн. долл., рассчитан на 1200 мест и станет самым крупным в туристической сфере Грузии.
Определенный импульс развитию туризма в Грузии дало вступление страны в 1995 г. во Всемирную туристическую организацию. Статус члена ВТО позволяет участвовать в специальных проектах по продвижению туризма в группах стран, входящих в эту организацию. В число таких проектов входит программа "Великий шелковый путь", который ВТО реализует совместно с ЮНЕСКО. Этот проект, объединяющий 16 стран, направлен на возрождение туризма на маршруте длиной 12 тыс. км от Европы до Азии. Этот проект ежегодно способен приносить странам-участницам до 300 млн. долл.
В Армении ситуация несколько иная. Ереван справедливо считается одним из самых спокойных городов СНГ, энергоснабжение давно налажено, по-прежнему великолепны средневековые храмы Эчмиадзина, Гарни и Гегарда, притягательны песчаные пляжи высокогорного Севана, искрист и ароматен знаменитый коньяк. Повсеместно возводятся новые высококлассные гостиницы и кемпинги - от гигантов на сотни номеров до уютных, прячущихся в тихих кварталах особнячков, в достаточно пристойном состоянии поддерживаются такие известные курорты, как Дилижан и Цахкадзор. По мнению специалистов, туристический потенциал Армении уже начинает превышать тот, что существовал в советские времена. Но туризм никак не выйдет из глухой стагнации. Причины известны: Армения из-за конфликта в Карабахе в сознании многих привычно выглядит едва ли не "горячей точкой", хотя такое мнение крайне далеко от действительности.
Весьма негативно сказывается на положении дел и отсутствие железнодорожного сообщения - из-за продолжающейся блокады попасть на поезде из Еревана можно только в Тбилиси. Людей также отпугивают необъяснимо высокие гостиничные цены, вполне сопоставимые с московскими. Этот негативный момент далеко не искупается обычной для постсоветских стран дешевизной сферы услуг и общепита. Поэтому основную надежду в республике связывают с так называемым этническим туризмом, то есть с зарубежной диаспорой, представители которой из ностальгических чувств посещают страну и сегодня являются основным гостевым контингентом. Увы, их не слишком много, поэтому роскошные отели в основном пустуют - по сравнению с серединой 1980-х гг. число туристов сократилось почти в 20 раз. К тому же из сферы "туристического оборота" практически выпал весь север страны: регион, пострадавший от разрушительного Спитакского землетрясения, за 13 лет так и не удалось полностью восстановить. А ведь именно здесь находились многие популярные некогда места отдыха, располагались десятки турбаз и кемпингов.
Нестабильность негативно сказывается на турбизнесе не только в странах Закавказья. Нынешним летом экзотическая Киргизия скорее всего потеряет половину из 100 тыс. туристов, обычно посещавших эту страну в последние годы. Причина - в нашумевшем весеннем наступлении оппозиции, которое сопровождалось кровопролитными столкновениями с органами правопорядка. Результатом стали глубокий политический кризис и отставка правительства республики. Поэтому немудрено, что число отказов от запланированных поездок зарубежных туристов и предпринимателей резко возросло уже в конце мая, и местный турбизнес начал нести огромные убытки.
На самом деле здесь уже можно говорить о некой тенденции. Так, в 1998 г. причиной оттока туристов стал выброс цианидов в озеро Иссык-Куль, в 1999-2000 гг. - военная кампания на юге страны, в нынешнем - антитеррористическая операция в соседнем Афганистане и уже упомянутые внутриполитические коллизии. В результате в прошлом году Киргизию посетили всего 98 тыс. гостей вместо запланированных 600 тыс., доходы составили чуть более 24 млн. долл. (сумма для госбюджета не ахти какая). Между тем на сегодняшний день доходы от туризма в мире стоят на третьем месте, его развитие стимулирует общий рост экономической активности. К примеру, въезд в Казахстан одного туриста дает работу девяти жителям республики, и не случайно здесь туризм провозглашен одной из приоритетных отраслей экономики.
Тем не менее до последнего времени в Киргизии особой заботы о модернизации туриндустрии не проявлялось. Были и откровенные ошибки. В частности, эксперты указывают на просчеты государственной информационной политики: с подачи властей муссировались две взаимоисключающие темы: война и туризм. Имидж Киргизии как мирной страны был подорван двумя военными операциями в Баткенской области. Как считают местные туроператоры, правительство само нагнетало тревогу, однако когда поняли, что тем самым наносят ущерб интересам страны и турбизнеса, то "отыграли" назад. Но после всего этого европейских туристов никаким калачом на киргизские просторы не заманишь. К тому же в стране недостает комфортабельных гостиниц. Того, что осталось с советских времен, ни по количеству, ни по качеству недостаточно. Впрочем, денег на модернизацию отрасли в казне нет, как и нет привлекательных условий для иностранных инвесторов. Во всяком случае, прошлогодний аукцион по приватизации учреждений отдыха на Иссык-Куле показал, что мало кто из серьезных инвесторов заинтересовался этими объектами, а ведь это озеро - жемчужина Киргизии.
Учитывая, что Киргизия пока мало известна в мире, турфирмы пытаются рекламировать более популярное понятие - "Великий шелковый путь". Кстати, зарубежный турист часто путает Кыргызстан с Курдистаном, что вызывает неблагоприятные ассоциации с исламским фундаментализмом и терроризмом. Поэтому туроператоры даже отказываются от использования в рекламных материалах слова "Kyrgyzstan" в пользу "Kyrgyzland".
Не только в Киргизии, но и во всей Центральной Азии туризм очень далек от международных стандартов, и количество мест, где можно принимать западных туристов, довольно ограничено. Местные туроператоры в какой-то мере пытаются компенсировать недостаток комфорта и привычных для западного контингента условий экзотическими программами, связанными с культурой и традициями кочевых народов. Но далеко не каждый иностранный турист даже ради созерцания красот гор и дикой природы готов променять гостиничный уют на специфические условия проживания в юрте.
От Центральной Азии туристов отпугивает не только пресловутый терроризм и фундаментализм, но и цены, которые никоим образом не соответствуют предоставляемым услугам. К примеру, отдых на Иссык-Куле или горнолыжной базе Чимбулак в Казахстане обойдется от 40 до 110 долл. за сутки. Естественно, это неприемлемо для человека со средними доходами, и оттого туристам из СНГ выгоднее посещать те же турецкие курорты.
Казахстан никогда не был центром туристического паломничества, но спортивный туризм в этой республике имеет достойные традиции. Однако если лет двадцать назад на горнолыжных курортах Медео и Чимбулак отдыхали в основном туристы со всего Союза, то сейчас в эти места местные туроператоры стараются привлекать зарубежных туристов. Правда, иностранцы едут не особенно охотно: молодое государство плохо известно европейским почитателям горного воздуха и экстремалам. Так что обычный контингент горнолыжных курортов - бизнесмены и политики со всего постсоветского пространства.
Вообще в последние годы казахстанское правительство все сильнее стало радеть за развитие туристической отрасли. И не случайно: по подсчетам, один турист, посещающий казахстанские курорты, приносит в местную казну столько же денег, сколько государство зарабатывает на продаже 15 т нефти или 2 т элитного зерна.
В последнее время популярность приобретает так называемый деловой туризм: индивидуальные бизнес-поездки, участие в конференциях и семинарах, посещение выставок и т.д. Встав на рыночный путь, Казахстан сразу же приобрел массу иностранных партнеров, так что сегодня потоки западных предпринимателей намного превышают число тех, кто желает просто побродить по красивым местам края. Кстати, деловой туризм намного доходнее, чем традиционный, и является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Не случайно этот сегмент турбизнеса активно культивируется также на Украине и в России.