Сегодня в Санкт-Петербурге проводится очередной важный международный саммит. Город на Неве только что принимал глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Значит, отсюда можно успешно прорубать окно куда угодно, даже в Азию. Но теперь "Петра творенье" возвращается к своей исконной задаче, обращая взор к Западу и собирая в своих стенах Совет глав правительств государств Балтийского моря (СГБМ). Этот институт существует уже 10 лет и работает в текущем году под председательством России. Так что президент Владимир Путин, который примет участие в его заседании, сможет продолжить череду своих петербургских встреч с зарубежными лидерами, в частности, с федеральным канцлером Герхардом Шредером.
В последнее время Кремль демонстрирует невероятный внешнеполитический динамизм. Трудно припомнить, когда бы еще за неполных три недели он являлся организатором, центральной фигурой, пестователем такого количества двусторонних и многосторонних переговоров, на которых обсуждались и решались острейшие проблемы мировой, континентальной и региональной политики. Напомним о визите президента США Джорджа Буша в Москву и тот же Санкт-Петербург, римском саммите Россия-НАТО и о создании нового Совета в формате "двадцатки", московской встрече с руководством Евросоюза. Кроме того, Путин летал в Алма-Ату на Совещание по взаимодействию мерам доверия в Азии (СВМДА), где предпринял значительные усилия в интересах предотвращения индо-пакистанской войны, которая вполне может вылиться в ядерную. Впереди, 26-27 июня, нашего президента ждет еще саммит элитарной "восьмерки" в канадском курортном городке Кананакис.
Ряд итогов этой бурной деятельности очевиден. Бесспорно, вырос международный авторитет российского президента как одного из общепризнанных мировых лидеров. Это пошло на пользу имиджу нашей державы. Наконец-то решены некоторые давно терзавшие Москву вопросы вроде установления "равенства отношений" с НАТО, а также признания России страной рыночной экономики.
Для нашего положения в мире не менее значимо и успешное завершение оформления "шанхайской шестерки" в крупную международную организацию, которая уже в силу участия в ней таких держав, как Россия и Китай, займет видное место среди других региональных межгосударственных объединений. Россия, укрепляющая как западный, так и восточный векторы своей внешней политики, увеличивает свои возможности содействия объединению общемировых и региональных усилий для "управы" с новыми угрозами и вызовами ХХI века.
На протяжении всего нескольких майско-июньских недель подписана масса новых договоров (начиная с сокращения российского и американского СНП), деклараций, хартий, заявлений и других документов. Созданы новые механизмы взаимодействия. Плюс к тому зафиксированы договоренности о намерениях. В них есть свои особенности, своя конкретика. Но почти все они взаимосочетаются общей задачей противодействия терроризму, отмечены духом сотрудничества. В Кремле заговорили о "дуге стабильности", простирающейся от США через Европу и Россию до китайской оконечности Азии. Формула напоминает былой вариант "от Ванкувера до Владивостока", а заодно отдает Бжезинским. Пожалуй, лучше звучал бы, например, "пояс стабильности".
Но дело не в названиях, а в, увы, продолжающемся отсутствие желанной стабильности: стоит только вспомнить о палестино-израильском, индо-пакистанском и других конфликтах. В борьбе с международным терроризмом создаются новые министерства, региональные центры, дополнительные возможности деятельности спецслужб, но бен Ладен все еще скрывается в каких-то пещерах, а мирным людям в США, России, Индии, Европе, Израиле и т.д. по-прежнему нет покоя от террористического варварства и угроз. Да и там, где установлено "новое качество" доверия и отношений, возникают вопросы. Зачем, спрашивается, министр обороны США Дональд Рамсфелд собирает в Таллине своих военных коллег из стран Балтийского моря ровно за два дня до санкт-петербургского саммита глав правительств тех же стран? А что конкретного дала первая встреча министров обороны в рамках Совета Россия-НАТО?
Конечно, в Европе, Азии, мире в целом многое меняется. В том числе в направлении совместного решения проблем. Состоявшиеся саммиты, достигнутые договоренности в принципе это подтверждают. Тем не менее трубить в трубы и бросать в воздух "чепчики" рано. Очевидно, что трудностей, недомолвок, расхождений в интересах впереди достаточно. И пока нет гарантий, что реальные дела в предусмотренных новых механизмах и организациях пойдут столь же успешно, как в процессе выработки основополагающих договоренностей.