0
2220
Газета Дипкурьер Интернет-версия

10.06.2002 00:00:00

Иммиграция неизбежна

Тэги: иммиграция, франция, национализм, радикализм


Скандальный успех лидера французского Национального фронта Жан-Мари Ле Пена в ходе недавних президентских выборов скорее всего не является венцом мощи правых радикалов в Европе. За последние годы националисты значительно укрепили свои позиции в Австрии, Италии, Дании, Норвегии, Португалии, Нидерландах. Исследования показывают, что те, кто сегодня не стыдится голосовать в цивилизованной Европе за правых радикалов, вовсе не исчерпывают число противников открытия границ и "ломки" национального государства. Три "главных зла", с которыми ультра обещают бороться самыми жесткими методами, - европейская интеграция, иммиграция и преступность - наиболее легко сплачивают уже существующие и потенциальные ряды сторонников ультра. Причем иммиграция и рост преступности зачастую подаются радикалами как взаимосвязанные явления. На иммигрантов традиционно списывается и немалая часть экономических проблем.

Франция занимает второе (после Германии) место в Европе по числу иммигрантов. Согласно переписи 1999 года, число иностранцев во Франции составляет 3,3 млн., или 5,6% населения, а число иммигрантов - 4,3 млн. (7%). Между тем если брать в расчет тех, кто основал новые семьи во Франции, то число людей, принадлежащих к сравнительно недавней иммиграции, можно оценить более чем в 12 млн. Впрочем, составить полную "иммигрантскую картину" не так уж и просто. Официальному учету подлежат только иностранцы, то есть лица, постоянно проживающие во Франции и заявляющие, что они не имеют французского гражданства. Как только претендент получает его, он перестает учитываться как иммигрант при проведении переписи населения.

Директор Центра международных исследований в Париже Катрин де Венден, многие годы занимающаяся вопросами иммиграции, рассказывает "НГ": "Каждый год во Франции натурализуются свыше 100 тыс. иммигрантов, в то время как вид на жительство стремятся получить (по данным на 2000 год) около 38 тыс. Три четверти приезжающих - это выходцы из стран Магриба (Алжир, Марокко, Тунис), а также Черной Африки. Много и представителей стран Южной Европы, прежде всего португальцев. Это традиционные иммигранты. К "новейшей иммиграции" относятся турки, китайцы, пакистанцы, индийцы, ланкийцы, выходцы из стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР". Кстати, многие представители "новейшей иммиграции", например турки или китайцы, гораздо хуже интегрируются во французское общество, в частности не желают учить язык. "Тенденция последнего времени такова, что Франция прикрывает границы на юге, то есть, по сути, сдерживает поток франкофонов из Африки и приоткрывает их на востоке", - говорит г-жа де Венден.

Что касается нелегальных иммигрантов, то, по оценкам центра, во Франции таковых не менее 200 тыс. Каждый год их становится примерно на 20 тыс. больше. Среди нелегалов преобладают выходцы из Черной Африки, Пакистана и Шри Ланки, румыны и китайцы. Последние слывут наиболее организованными нелегалами.

Комментируя рост антииммигрантских настроений в Европе, Катрин де Венден подчеркивает: "Недовольство иммигрантами в той или иной степени существует в любой стране. Здесь нередко от старых людей можно услышать, что это, дескать, уже не Франция. Марсель, например, вообще называют алжирским городом. Но людям придется смириться с мыслью о том, что иммиграция (пусть и не в массовом порядке) будет продолжаться всегда".

Официально Франция гордится своей давней, более чем 150-летней традицией приема иммигрантов. Считается, что здесь система приема более развитая и более либеральная, чем во многих других европейских странах. Иммигрантская традиция связана со стремлением противостоять убыли собственного населения и поиском рабочей силы. Первые иммигранты имели европейское происхождение. Затем настала очередь Африки и Азии.

Индустриализация породила две волны иммиграции: после Первой и Второй мировых войн. С целью организации набора рабочих за границей в 1946 году было создано Национальное иммиграционное бюро.

Франция традиционно принимает и политических иммигрантов. (Как известно, русские внесли особый вклад в соответствующую статистику). В 1952 году Париж подписал Женевскую конвенцию (1951 года), которая регламентирует предоставление политического убежища. В тот период в стране было создано Французское бюро защиты беженцев и апатридов. Лицо, которое преследуется со стороны государства, имеет гораздо больше шансов на получение убежища, нежели тот, кто преследуется обществом. Такая ситуация, правда, порождает немало абсурдов. Скажем, шанс алжирского исламиста на легальное убежище во Франции намного выше, нежели шанс гражданина, семейство которого страдает от вооруженных набегов этих самых исламистов.

Еще одно важное направление приема иммигрантов - воссоединение семей. Это направление становится главным после того, как в 1974 году правительство объявило о прекращении приема "экономических иммигрантов".

Социолог Эмманюэль Пеньяр, специалист в вопросах иммиграции, констатирует: "Обычно наблюдатели сходятся во мнении, что французская модель интеграции доказала свою жизнеспособность: иммигранты первой волны (итальянцы, поляки, бельгийцы, испанцы) ассимилированы, а иммигранты второй волны (португальцы, выходцы из стран Магриба) находятся в процессе социальной, культурной и политической интеграции. Сложнее обстоит дело с их участием в экономической жизни". По мнению Пеньяра, трудности иммигрантов имеют не столько "этническую", сколько социально-экономическую природу.

Например, молодые иностранцы имеют меньше шансов пройти "нормальный" учебный курс. К тому же французские семьи, принадлежащие к среднему классу, прибегают ко всякого рода ухищрениям, чтобы не отдавать своих детей в школы с высоким процентом детей иностранцев, а сами школы подразделяются на заведения, формирующие "элитные" либо "непрестижные" группы.

Иммигранты в основном относятся к рабочим категориям. Среди них высок уровень безработицы. Прежде всего это касается выходцев из неевропейских стран: по данным Международного бюро труда, в марте 1998 года уровень безработицы среди них составил 31,4%, в то время как для граждан Франции - 11%.

Дискриминация иммигрантов, убежден Пеньяр, наблюдается в первую очередь при приеме на работу. И если откровенно дискриминационные предложения о найме преследуются в уголовном порядке, то существует целый ряд тонких способов отказа, не подпадающих под действие закона. Проявления расизма наблюдаются прежде всего по отношению к представителям тех народов, чье присутствие напоминает о конфликтах в колониальную эпоху. Таким образом выходцы из Северной Африки значительно чаще, чем другие, становятся жертвами проявления расизма. А принадлежность к исламу (Франция лидирует в Европе по количеству приверженцев этой религии) воспринимается порой как "неспособность к ассимиляции" в рамках французской цивилизации.

Самая неблагодарная роль в работе с иммигрантами принадлежит Министерству внутренних дел. Именно с него начитается путь человека, просящего об убежище, и именно оно ведает вопросами депортации иностранцев. Претендент на убежище прежде всего должен обратиться в префектуру, которая выдает временное разрешение на проживание. Префектура, в свою очередь, обращается в Бюро защиты беженцев и апатридов с просьбой о предоставлении статуса беженца. Бюро изучает легенду претендента на убежище и прочие обстоятельства. После этого дается согласие на дальнейшее пребывание либо принимается решение об изгнании.

Жан де Крун, занимающийся вопросами иммиграции в Министерстве внутренних дел, рассказывает "НГ": "Для нас существует четыре категории трудностей. Во-первых, решение об удалении зачастую принимается в отсутствие самого иностранца. Префектура уведомляет его письмом о том, что он должен покинуть страну. Полиция же по закону не имеет права войти в его жилье без его разрешения. Такого нелегала можно будет арестовать только при проверке документов на улице. Вторая трудность состоит в том, чтобы получить согласие от того или иного государства на возвращение его гражданина. То есть лицу, не имеющему документов (а таковых большинство), консульство должно выдать пропуск, который бы ему позволил вернуться в страну. Речь идет, как правило, об очень бедных странах, которые не заинтересованы в лишних ртах и которые вдобавок опасаются, что им могут подсунуть чужого нелегала. Поэтому добиться выдачи такого пропуска очень непросто. Особую категорию трудностей составляют французские юридические процедуры, всячески защищающие свободу личности. Наконец, серьезные проблемы возникают при посадке выдворяемых иммигрантов в самолет. С одной стороны, не всякий экипаж пожелает присутствия таких пассажиров. С другой стороны, не желая отправляться на родину, они часто оказывают сопротивление, за что их отправляют в тюрьму. Ну а потом приходится начинать все сначала..."

Из 100 решений об удалении полиция способна выполнить не более 20. Иных вычисленных нелегалов нельзя выслать в принципе - например, иракских курдов или афганцев, - поскольку отсутствует регулярное воздушное сообщение.

МВД намерено добиваться усиления мер борьбы против нелегалов. В этой связи министерство готовит свои предложения, которые будут переданы на рассмотрение новому правительству после июньских парламентских выборов. Например, МВД хотело бы возобновления чартерных рейсов для массовой высылки нелегалов, а также усиления давления на страны, сопротивляющиеся выдаче консульских пропусков (иными словами, гражданам таких стран был бы осложнен въезд во Францию). В МВД полагают, что особо следует заняться борьбой против иммигрантов, приезжающих по экономическим соображениям. Впрочем, за плечами французов, равно как и других европейцев, немалый опыт "усиления мер" против нелегалов. Ко всем эти мерам последние уже давно выработали стойкий иммунитет.

Париж-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1776
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1116
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
811
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1094

Другие новости