- Господин премьер-министр, какие стратегические задачи вы намерены решать в первую очередь?
- В переходный период экономический рост был главным условием сохранения и укрепления независимости нашего государства. Поэтому прежние правительства больше внимания обращали на структурную перестройку экономики. К началу 2001 года эта задача была в основном выполнена. Теперь настала пора осмыслить пройденный путь, определить новые подходы к решению старых проблем, выработать, если угодно, новую экономическую философию.
- Не могли бы вы сформулировать основные тезисы этой новой философии?
- Стабильное развитие экономики Казахстана, как, впрочем, и России, сейчас определяется не столько внутренними, сколько внешними факторами. До недавнего прошлого у нас не было других механизмов для поддержания промышленности и социальной сферы, кроме продажи сырья. Именно поэтому мы оказались крайне зависимы от мировой конъюнктуры, а именно от цен на нефть, газ, металлы. Дальше так продолжаться не может.
Новая философия, таким образом, заключается в преодолении "сырьевого фактора", зависимости от колебания мировых цен на биржах. Пришла пора вплотную заняться конверсией, диверсификацией экономики, строительством новых и модернизацией уже имеющихся предприятий перерабатывающей промышленности.
Эти задачи можно конкретизировать. Мы собираемся построить в Павлодаре завод по производству алюминия, то есть продавать готовую продукцию, а не глинозем, как сейчас. Есть принципиальная договоренность о строительстве в Западно-Казахстанской области предприятия по выпуску труб для нефтяной и газовой промышленности. На очереди - модернизация старых, оставшихся с советских времен нефтехимических заводов.
Правительство будет создавать условия для повышения конкурентоспособности прежде всего отечественной промышленности. Главное же внимание будет уделено наукоемким, высокотехнологичным производствам. Они в основном и должны в дальнейшем обеспечивать экономический рост. Для достижения этих целей будут приняты меры по улучшению инвестиционного климата. Суть их заключается не только в выравнивании условий для иностранных и отечественных инвесторов, но и в эффективном использовании государственных инвестиций.
Следующее направление - улучшение ситуации в сельском хозяйстве. Коренным образом изменить ситуацию на селе может комплекс мероприятий по модернизации села. Недавно правительство приняло пакет документов по финансовой поддержке отрасли. Специальными постановлениями утверждены правила государственного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений. Но прежде всего надо будет решить вопрос о собственности на землю сельскохозяйственного назначения.
Следующее направление - поддержка малого и среднего бизнеса, формирование полноценного среднего класса.
Наконец, настало время непосредственно увязать рост экономики и развитие социальной сферы. В феврале правительство представило трехлетнюю программу, в которой взят курс на обеспечение качественного роста уровня жизни населения, особенно сельских жителей.
- Можно ли утверждать, что возглавляемое вами правительство повернуто лицом к простым людям, к тем, кто пока не сильно ощущает на себе плоды реформ?
- За 10 лет в Казахстане изменилось все: люди, условия, само время. Соответственно меняются и задачи государственной политики. Главное противоречие последних лет заключается в том, что улучшение экономических показателей шло на фоне стагнации социальной сферы. Я убежден в том, что без реальной повседневной поддержки социальной сферы принципиально нельзя рассчитывать на долгосрочный рост экономики. К сожалению, пока что государство не может взять на себя ответственность по всему спектру социальных обязательств. Но выполнять уже принятые - обязано. Прежде всего наши усилия будут направлены на образование и здравоохранение. Предусмотрена диспансеризация более пяти миллионов человек, то есть примерно трети населения. Повсеместно будет восстановлена сеть первичной медико-санитарной помощи. На данный момент уже выделены дополнительные средства на лечение больных с открытой формой туберкулеза, на вакцинацию. Образован специальный фонд "Здоровье". Всего же будет реализовано 46 целевых комплексных программ.
- Обычно, когда речь идет о реформах, называются самые разные причины того, почему они не приносят ожидаемого эффекта. Однако, как правило, не обсуждается, поддерживает ли их большинство граждан страны. Вы полагаете, что народ Казахстана "дозрел" до правильного понимания реформ?
- Чтобы оценить отношение народа к реформам, надо честно ответить на ряд вопросов, которые задает себе каждый человек. Может ли он прилично содержать семью? Смогут ли его дети получить соответствующее образование и достойно оплачиваемую работу? Сможет ли он нормально лечиться? Хватит ли ему на жизнь заработанной пенсии? Если ответы на эти вопросы будут положительными, то народ поддержит политику правительства.
- И тем не менее во многих казахстанских, да и российских СМИ высказывается мнение, что Казахстан переживает кризис, связанный с недемократичными, по мнению представителей оппозиции, методами управления государством...
- Сложившаяся на сегодняшний день в стране политическая ситуация не кажется мне драматической. Оппозиция представлена в парламенте, ее представители выражают свое мнение в СМИ. Ничего предосудительного в том, что члены правительства и парламентарии полемизируют по тем или иным вопросам, я не вижу. Но я бы не сказал, что в обществе существуют серьезные противоречия по ключевым вопросам экономического развития или государственного строительства. Скорее есть разногласия между конкретными людьми. Это естественно.
- Представители оппозиции высказывают мнение, что власть в Казахстане излишне централизована, что народ фактически лишен возможности влиять на власть...
- Для того чтобы обеспечить прозрачную, отвечающую потребностям людей выборную систему, необходимо, чтобы каждый регион был экономически самодостаточным. Пока этого не случится, выборы будут превращаться в спектакль, в котором каждый кандидат на пост главы области, города или района будет обещать избирателям массу социальных благ. Но если регион дотационный, то новоизбранный глава неизбежно будет вынужден обратиться к правительству: дайте мне денег, чтобы я смог выполнить свои обещания. Но извините, правительство тут при чем?
Теперь представьте другую ситуацию. Кандидат от оппозиции обещает народу то, что заведомо не выполнимо. А обвинять в том, что обещания не выполнены, он будет правительство, несовершенство государственной системы, но только не себя. В России это уже проходили. Вспомните бесконечные конфликты между мэрами и губернаторами. Другое дело, когда регионы станут богатыми, самодостаточными - пожалуйста, выбирайте. Но следует помнить всегда: инструменты выборности, демократии очень хрупки и обращаться с ними надо крайне осторожно.
Правительство сейчас самым тщательным образом прорабатывает вопросы разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. Разработан план первоочередных мер по дальнейшему развитию гражданской авиации, железнодорожного транспорта, машиностроительного комплекса, оборонной промышленности, малого и среднего предпринимательства, энергетики и сельского хозяйства. Сейчас нам очень важно дойти до нужд каждого конкретного предприятия, оказать ему посильную помощь, не вмешиваясь при этом в его хозяйственную деятельность. С марта по май я посетил девять областей страны, определяя наиболее болезненные проблемы, на решении которых правительству необходимо сосредоточиться в первую очередь.
- Как бы вы сами охарактеризовали возглавляемое вами правительство - как "политическое", то есть призванное подготовить почву для принятия неких судьбоносных решений, или "техническое", то есть призванное решать текущие задачи?
- На данном этапе казахстанское правительство должно не столько вмешиваться в экономику, сколько создавать нормальные условия для ее динамичного развития. Что же касается социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры, - то здесь поддержка со стороны государства не только уместна, но и необходима.
- Как вы - второе должностное лицо в государстве и одновременно ученый, историк - относитесь к евразийской идее? Что это - культурный феномен или практическое руководство по интеграции разных стран и народов?
- Я сторонник этой идеи. Сама история Великой Степи, населяющих ее этносов есть живое наполнение евразийской идеи. В свое время это точно почувствовал президент Назарбаев. Он по-новому адаптировал эту идею к нуждам сегодняшнего дня. Казахстан, находясь между двумя великими империями - Китаем и Россией, - испокон веков тяготел к России. Однако реалии современного мира таковы, что без экономической базы, общей платформы, унификации законодательства невозможно построить жизнеспособную интеграционную структуру, пусть даже в ее основе лежит привлекательная для народов, исторически обоснованная и многообещающая идея.
- Вы имеете в виду слишком медленную интеграцию в рамках Евразийского экономического союза?
- Да, мне кажется, что можно сотрудничать активнее, а главное, более оперативно. Нам, я имею в виду страны, входящие в ЕврАзЭС, жизненно необходимо единое таможенное пространство, унифицированные тарифы по всем видам грузоперевозок. Сегодня разнобой в тарифах создает серьезные помехи в развитии взаимовыгодного сотрудничества. Если страны Балтии, к примеру, хотят покупать у Казахстана зерно, то, естественно, оно должно быть конкурентоспособным, приемлемым по ценам. Но мы не сможем этого добиться, если тарифы на железнодорожные перевозки по территории России будут слишком высоки. Точно так же российские товары изначально становятся неконкурентоспособными, если их надо перевезти по территории Казахстана, а там действуют аналогичные - высокие - тарифы.
Таким образом, мы не помогаем, а мешаем друг другу выходить на мировые рынки. Нам необходимо синхронизировать принимаемые решения, пытаться реализовать их в контексте идущей полным ходом глобализации мировой экономики. Возьмем, к примеру, вопросы, связанные с вхождением наших стран в ВТО, или вопросы инициированного американцами антидемпингового разбирательства. Если США увеличивают пошлины на черный прокат и тем самым вытесняют Россию со своих рынков, то в рамках Евразийского экономического союза мы должны свести потери к минимуму. Мы должны совместно противостоять такого рода вызовам, совместно отстаивать на мировом рынке свои экономические интересы. Это относится к согласованию ценовой политики по энергоносителям, по продукции других отраслей экономики. Вот тогда ЕврАзЭС станет в полном смысле этого слова эффективной структурой, с которой будут считаться в мире.
- Вы не допускаете мысли, что сотрудничество в рамках ЕврАзЭС сдерживается из-за заурядного лоббизма? Просто каким-то компаниям невыгодно, чтобы цены на продукцию снижались, чтобы страны Балтии покупали зерно в Казахстане, а не где-то еще?
- Скорее это неизжитая до конца "детская болезнь независимости". Каждая бывшая советская республика считает, что если будет интенсивно сотрудничать с другой, то это как-то ущемит ее экономический суверенитет, отнимет часть доходов. Я же полагаю, что независимость на самом деле дает осознание того, что мы взаимозависимы.
- Казахстан и Россия одновременно сотрудничают и конкурируют в поставках нефти на мировые рынки. Какую политику в этой отрасли намерено проводить возглавляемое вами правительство?
- Главное - обеспечить баланс интересов, своих и партнеров. Мы будем, как и прежде, придерживаться многовекторности в вопросах транспортировки углеводородного сырья, то есть не намерены отвергать с порога ни один из предлагаемых маршрутов. Надо все взвесить, просчитать. Но начинаем мы с транспортировки по территории России. Прокачка нефти через российские трубопроводы - выгодное дело не только для Казахстана, но и для России. Здесь открываются обширные возможности.
За минувшие десять лет экономика нашей страны заметно окрепла. Выросли, прочно встали на ноги отечественные компании. Они готовы к здоровой конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поддержка подобных компаний является одним из приоритетов в работе правительства.
В начале года путем слияния "Казахойла" и "Транспорта нефти и газа" была создана Национальная компания "КазМунайГаз" с совокупным акционерным капиталом порядка 4 миллиардов долларов. На Каспии присутствуют практически все мировые нефтяные компании. Они интегрируются, потому что перед ними стоят большие задачи. Почему же Казахстан должен отставать? Чтобы составить им достойную конкуренцию, и была создана новая компания.
Полагаю, что будущее именно за такими мощными, вертикально интегрированными компаниями. Малайзия, к примеру, работает примерно с тем же объемом нефти, что и Казахстан. Но их компании платят в бюджет где-то порядка 7 миллиардов долларов, а наши - 1,7. Потому что в структуре платежей чистый экспорт нефти, как правило, составляет не более 20%. Остальное - инфраструктурные услуги, начиная от геологоразведки и заканчивая пистолетом на АЭС. Почему бы и нам так не работать?
Уверен, что урегулировать правовой статус Каспия следует как можно быстрее. Слишком уж серьезные экономические и политические интересы сосредоточены в этом регионе. Все прикаспийские государства стремятся к определенности, и, естественно, каждое преследует свои интересы. Казахстан делал и делает упор на обозначение модифицированной срединной линии, тем более что это основной принцип международного права. Кстати, буквально на днях главы государств Казахстана и России подписали в Москве протокол к соглашению о разграничении дна северной части Каспийского моря. Протокол предусматривает, в частности, что освоение углеводородных ресурсов геологических структур "Курмангазы", "Центральная" и месторождения Хвалынское, расположенных в этой части Каспия, будет разрабатываться совместно на равных долях - по 50%. Это хороший задел для активизации сотрудничества в данной области.
- Как вы относитесь к присутствию в Центральной Азии американских воинских контингентов? Намерен ли Казахстан расширять сотрудничество с США, в частности предоставлять американцам аэродромы и базы на своей территории?
- Казахстан, как и Россия, присоединился к антитеррористической коалиции государств и выполняет принятые на себя обязательства. Что же касается пролетов самолетов над нашей территорией, воздушных коридоров и так далее, то окончательные решения по этому поводу еще не приняты. Наши аэродромы могут быть использованы только в исключительных - аварийных - ситуациях. Поэтому я не вижу здесь каких-то односторонних, с нашей стороны, уступок, которые могли бы вызвать недовольство у России и Китая.
- Казахстану от СССР достались не только нефтяные месторождения, но и планетарного уровня экологические проблемы - ядерные полигоны под Семипалатинском, отравленный, высыхающий Арал. Собирается ли правительство что-либо здесь предпринимать?
- Конечно. Правительство Казахстана всегда особое внимание уделяло вопросам, связанным с Семипалатинском и Аралом. Иначе и быть не должно. Ведь последствия этого "экологического террора" будут ощущаться еще долго.
У нас принят пакет законов в области экологии, подписан ряд конвенций по вопросам охраны окружающей среды. Предусматриваются меры по восстановлению и реабилитации окружающей среды. К примеру, разработан проект программы по острову Возрождение, находящемуся на Арале.
- Не секрет, что каждый премьер-министр мечтает оставить свой след в истории страны. Есть ли что-то такое, что вам хочется сделать больше всего?
- Если в ближайшее время в стране будет законодательно введена частная собственность на сельскохозяйственные земли, я буду считать, что занимал должность премьера не зря. Вопрос заключается в том, чтобы введение частной собственности на землю не привело бы к конфликтам в обществе, не разрушило бы сложившиеся на селе отношения. Одним словом, тут требуется очень тонкая, ювелирная, можно сказать, работа. Ведь земля земле рознь. Это и приусадебные участки, и дикая степь, и целина, и пастбища, и орошаемые поля, и нефтеносные скважины... В каждой стране этот вопрос решался и решается по-своему. Нам предстоит запустить свою собственную модель, которая в чем-то будет повторять другие, но в чем-то будет совершенно оригинальной.
- Господин премьер-министр, как складываются ваши отношения с прессой?
- Я убежден в том, что свобода СМИ - важнейший элемент демократии. Я готов уважать и поддерживать журналистов. Но хочу, чтобы, в свою очередь, и журналисты уважали права и достоинство тех, о ком они пишут. Я ничего не имею против объективной, продиктованной интересами дела критики, которая позволяет оценить ситуацию, постараться что-то исправить.