Когда же в Белоруссии, наконец, реально начнется приватизация? Это главный вопрос, ответа на который ждут от президента Лукашенко и в Белоруссии и в России. Российских капиталистов в рамках Союзного государства "вотчина Лукашенко" привлекает прежде всего мощными нефтеперерабатывающими комплексами и весьма доходным пивоваренным промыслом. Однако отечественные предприниматели готовы "оприходовать" и иные объекты на белорусской земле. Собственно, приватизация в республике уже как бы и началась - акционируются же предприятия нефтехимии, которая, как указывает сам глава страны, обеспечивает государству 30% белорусского экспорта, а инвестиционная привлекательность данной сферы составляет миллиарды долларов. Схема выглядит следующим образом. На первом этапе предусматривается преобразование предприятий в акционерные общества с сохранением 100% государственного капитала. На втором - акции будут распространяться только среди представителей трудовых коллективов данных предприятий. И только потом Минск намерен дать зеленый свет иностранным инвесторам.
Следует напомнить, что все это случилось лишь после того, как в начале апреля Лукашенко, преодолев многолетнюю аллергию, лично принял в своей резиденции российских нефтяных и газовых магнатов. Однако, по словам начальника департамента экономики Постоянного комитета (ПК) по делам СНГ Александра Моисеенко, встречи проходили за настолько плотно закрытыми дверями, что и по сю пору об их содержании ничего не известно. Любопытно, что до сих пор предпочитают помалкивать и сами олигархи - видимо, боясь повредить тому благостному расположению, которое зародилось у президента Белоруссии к ним самим и к их проектам.
Эксперт "НГ" - экономист Академии внешней торговли Александр Бельчук считает, что, с одной стороны, Лукашенко никак не может отделаться от страха перед примером приватизации "по-российски", когда, как известно, огромные финансовые средства в одночасье оказывались в офшорных зонах за рубежом, с другой же стороны - он уже осознал, что полная интеграция Белоруссии и России требует действий, а не деклараций.
Так или иначе, но в республике уже называются конкретные предприятия, на которых вслед за нефтяными "вот-вот" должно начаться акционирование. В списке числятся такие крупные производства, как промобъединение "Азот", "Химволокно" (Светлогорск), "Белшина" и "Полимир".
По словам Лукашенко, Белоруссия "будет приветствовать любого инвестора как с Востока, так и с Запада, который придет с чистыми, некриминальными деньгами и будет работать в Белоруссии по белорусским правилам". Правила же эти, как каждый раз выясняется, известны лишь самому президенту Лукашенко.
Очевидные проблемы с упомянутыми "реформами" той же белорусской нефтехимии, которые в республике все еще стесняются именовать акционированием, уже притупляют интерес инвесторов к объявленной в Белоруссии долгожданной приватизации. И сейчас он сводится не к тому, кто и за сколько купит заводы, а к простому любопытству: сумеют ли вообще белорусы акционировать свои заводы?
И все же, несмотря ни на что, ощущение того, что Белоруссия стоит на пороге начала массовой приватизации предприятий, остается. Но когда именно Лукашенко даст старт началу приватизации - загадка. Как и то, по какому сценарию она будет развиваться. Эксперты, к которым "НГ" обратилась за комментариями, затруднились привести какие-либо аналогии, высказывая предположение, что, возможно, белорусский президент изобрел какое-то свое "колесо" приватизации, непохожее не только на то, которое в свое время раскрутило российский рынок, но и ни на одно другое. Колесо вообще-то предполагает круглую форму, но вот какое оно в Белоруссии?..
Минск