-Юрий Иванович, не разочарован ли блок "Наша Украина" тем, что, получив первое место по итогам выборов, он существенно уступает конкуренту - блоку "За единую Украину!" - по численности будущей парламентской фракции?
- Все, что происходит, логично. Чиновники, огромное количество которых в составе блока "ЗаЕдУ!", формируют свою фракцию теми методами, к которым они привыкли. Например, некоторые депутаты, победившие в мажоритарных округах, присоединились к блоку власти под угрозой уничтожения бизнеса, относительно других были применены налоговые и административные рычаги. Поэтому стремительный количественный рост "ЗаЕдУ!" никого не удивил.
Важно другое: процесс формирования двух крупнейших фракций Верховной Рады наглядно продемонстрировал, что чиновник сегодня имеет практически неограниченную власть и стремится законсервировать существующую систему.
С другой стороны, "Наша Украина" исходит из того, что в стране уже выросло новое поколение, сложились новые отношения в экономике. Политики должны создавать новое законодательство - исходя из существующих реалий. По сути, необходимо создать для бизнеса четкие цивилизованные правила игры.
- Некоторые аналитики допускают, что представленный в парламенте бизнес выжидает: вне зависимости от фракционной принадлежности многие депутаты делают ставку не на действующую власть в лице "ЗаЕдУ!", а на ее конкурентов и, возможно, преемников. Что вы думаете по этому поводу?
- На ситуацию можно посмотреть с разных точек зрения. Во-первых, плохо то, что в новом парламенте очень много бизнесменов. Это означает, что деловые люди не могут защитить свои бизнес-интересы, кроме как лично участвуя в законодательной деятельности. Как только ситуация изменится, бизнесмены займутся своими делами, а политику оставят профессиональным политикам.
Во-вторых, бизнес пока не может противиться давлению чиновника. Поэтому несложно принудить бизнесменов войти в состав той или иной парламентской фракции. Но невозможно заставить их отказаться от собственных бизнес-интересов. И именно потому, что деловые люди принимали участие в выборах, чтобы получить возможность отстаивать свои интересы, а не интересы чиновника, можно с уверенностью прогнозировать: как только начнется работа - начнется новое фракционное деление.
Осенью расстановка сил в парламенте будет совершенно иной, нежели сегодня. Вспомним историю создания в парламенте прошлого созыва фракции Народно-демократической партии, которая вначале, за счет административного давления на депутатов, набрала 97 человек, но в таком составе продержалась дня два, а потом бизнес стал уходить из фракции власти. Под конец работы осталось 15 депутатов.
- Экономическая ситуация на Украине, согласно прогнозам неправительственных организаций, к осени может существенно ухудшиться. Не захочет ли в связи с этим бизнес взять в свои руки также исполнительную власть в виде должностей в правительстве?
- Я крайне плохо отношусь к "катастрофистам". Но объективный анализ сегодняшней ситуации свидетельствует о том, что неграмотно составленный бюджет текущего года повлечет за собой тяжелые и непопулярные решения правительства и негативно скажется на экономической ситуации в стране. Уже сегодня по итогам первого квартала зафиксирован существенный дефицит бюджета. А это всегда приводит к тому, что чиновник начинает определять, кому давать деньги, кому не давать. Появляются бюджетные долги. В этом году вряд ли возможно что-то кардинально изменить в экономике, пора готовиться к принятию бюджета на следующий год.
Что касается правительства, я считаю, что Кабинет министров Анатолия Кинаха должен осенью представить на рассмотрение парламента свою программу действий. Сегодня все экономические проблемы страны связаны с тем, что заканчивается период инерционного развития экономических процессов, а новых идей нет. Правительство переходит в режим перманентного латания дыр. Это происходит оттого, что у Кабинета министров нет изложенной в виде программы стратегии действий. Осенью будут обнародованы планы правительства на будущее, Верховная Рада либо утвердит правительственную программу, а значит, правительство сможет спокойно работать еще год, либо не утвердит, в таком случае Кабинет должен будет уйти в отставку.
- Вам, вероятно, известна позиция правительства по поводу возможной отставки. Она сводится к тому, что политические конкуренты блока "За единую Украину!" мечтают о главном правительственном кресле как о трамплине для победы на будущих выборах президента┘
- До выборов президента осталось два с половиной года. Сменится еще два правительства. Поэтому рано готовить трамплины. И говорить об этом рано.
- А насколько сегодня возможно формирование парламентского большинства?
- С моей точки зрения, значимость большинства как такового преувеличена: реально оно необходимо сейчас для того, чтобы сформировать руководящие органы парламента. В принципе с этим нет особых проблем.
В дальнейшем большинство будет ситуативно складываться при принятии каждого отдельного закона. И в этом ничего страшного нет, потому что по большинству экономических законов две трети депутатов от блоков "За единую Украину!" и "Наша Украина" будут голосовать одинаково.
- Как блок Виктора Ющенко намерен выстраивать стратегию украинско-российских отношений?
- Я хочу заявить, что все разговоры об "антироссийскости" "Нашей Украины" - предвыборный миф. При этом сам Виктор Ющенко неоднократно и достаточно четко излагал свою позицию. В составе "Нашей Украины" - прагматики, которые понимают, что украинско-российское сотрудничество выгодно и нашим государствам, и бизнесу. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу такого сотрудничества. Да, "Наша Украина" намерена отстаивать и национальные интересы. Но скажите, кто из депутатов не разделяет эту позицию? Украинские власти отстаивают интересы Украины, российские - России. Это нормально.
- Верно ли, что ваши взгляды не совпадают с оппозицией, которая требует изменить систему власти...
- Мы выступаем против решения вопросов на улицах, на баррикадах, против крайних форм протеста. Есть стол переговоров, есть возможность договориться. Мы - за конституционное решение любых проблем, без революций.
Киев