Сегодня вокруг инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана поднялся нездоровый ажиотаж. Во-первых, ряд представителей общественности, в основном из западных областей республики, объявили о создании новой общественной структуры - Народного нефтяного фонда. Его цель - добиться прозрачности в нефтегазовой сфере страны. Во-вторых, вот-вот увидит свет новый закон об инвестициях, вокруг которого в последнее время разворачивалось немало бурных дискуссий. "Старое законодательство себя оправдало. Но время меняется, соответственно меняются и экономические условия, и политическая ситуация. Поэтому сейчас важно учитывать требования, которые высказывает казахстанское общество, в пользу предоставления соответствующих прав и привилегий местной бизнес-элите, - комментирует такое неожиданное решение властей глава казахстанского МИДа Касымжомарт Токаев. - Авторы нового инвестиционного закона шли по пути уравнивания прав местных и иностранных инвесторов, стараясь существенным образом не ухудшить условий последних. Ведь Казахстан сегодня очень нуждается в иностранных инвестициях".
Однако западных инвесторов такой экономический расклад не устроил. И хотя казахстанское руководство заверило, что контракты, подписанные с иностранными инвесторами в начале 90-х годов, не будут изменяться ни при каких условиях, дабы не повредить инвестиционному климату в стране, свое недовольство по этому поводу западные бизнесмены все же высказали, и неоднократно. Однако заверения зарубежных инвесторов в том, что сегодня иностранный бизнес имеет еще большие возможности для своего присутствия в Казахстане и обязательно будет участвовать в разработке шельфа Каспийского моря, привели в крайнее недовольство отечественных бизнесменов.
Согласно логике экономического развития Казахстана, интересы местных и пришлых инвесторов рано или поздно должны были столкнуться. И в первую очередь - в высокодоходных отраслях экономики, в частности в нефтегазовой сфере. Сегодняшние изменения во взаимоотношениях между государством и иностранными инвесторами были вполне ожидаемы и казахстанской общественностью. Фактически в течение 10 лет руководство Казахстана проводило политику по созданию благоприятных условий именно для западных инвесторов. В связи с этим за годы независимости в казахстанскую экономику было привлечено от 12 до 14 млрд. долл. инвестиций. Наибольшая доля этих финансов ушла в нефтегазовый сектор: именно там предпочитают работать иностранные бизнесмены. Нефть и газ Казахстана они облюбовали давно, еще с начала 90-х, когда республика, обретя независимость, стала активно пытаться занять свою экономическую нишу на постсоветском пространстве. Тогда, не имея достаточных внутренних ресурсов для инвестирования нефтегазовой отрасли, руководство Казахстана было крайне заинтересовано в привлечении крупных западных компаний в те отрасли экономики, которые могли бы приносить прибыль уже в ближайшее время. Фактически такой отраслью в республике является только нефтегазовая сфера. Так что сегодня иностранным инвесторам принадлежит основная доля в сфере добычи, производства и транспортировки казахстанской нефти и газа. Впрочем, в последнее время в этой отрасли достаточно активизировались и российские компании, в первую очередь "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Скорее всего нынешнее сотрудничество России с "нефтяным Казахстаном" будет реализовываться в рамках того газового альянса, о котором говорил Владимир Путин на последнем неформальном саммите в Алма-Ате.
В общем, если в течение 10 лет иностранные компании рассматривались исключительно как священные коровы, для которых создавались тепличные условия и в части налоговых преференций, и в рамках экологической сферы, то сейчас ситуация для западных инвесторов начинает меняться не в лучшую сторону. Первопричина этого - укрепление позиций местной бизнес-элиты. По оценкам экспертов, сейчас казахстанскому государству принадлежит чуть меньше 50% всех нефтегазовых месторождений. Таков оказался результат той политики привлечения инвестиций, в рамках которой Казахстан в начале 90-х фактически отдавал полностью на откуп все свои нефтегазовые месторождения, получая взамен бонусы "на социальные нужды". Правда, сейчас уже выясняется, что с точки зрения налоговых поступлений деятельность западных компаний на казахстанской земле идет отнюдь не на пользу местному бюджету: туда поступает лишь мизерная часть тех огромных средств, которые иностранцы зарабатывают на добыче и транспортировке нефти. Естественно, это вызывает раздражение и у некоторых общественно-политических движений, и у части политической элиты.
Сейчас в Казахстане активно обсуждается вопрос: насколько выгодно иметь такие кабальные условия с нефтегазовыми иностранными компаниями, которые рассматривают республику исключительно как источник своих колоссальных доходов, при этом не делая никакого вклада в ее экономическое развитие? В ответ руководство Казахстана называет сегодняшнее положение местных инвесторов переходным периодом и обещает очень скоро уравнять их в правах с западными. И обещания потихоньку воплощаются в реальность. Уже сейчас делаются попытки изменения некоторых законов, в частности закона об инвестициях.
Разговоры о необходимости принятия данного законопроекта идут уже не первый год. Активными лоббистами закона являются некоторые крупные финансово-промышленные группы Казахстана, которые крайне заинтересованы в его принятии, так как в рамках этого документа существенно уравниваются права и ответственность иностранных и отечественных инвестиционных групп. Тем самым увеличиваются возможности местных бизнес-групп активно участвовать в инвестировании, в первую очередь в нефтегазовую сферу.
Что касается перспектив данного законопроекта, то уже сейчас, при новом правительстве Имангали Тасмагамбетова, его разработкой занимается кабинет министров. Поэтому вовсе не исключено, что уже в нынешнем году закон будет принят. Но при условии, что лоббистский потенциал местных бизнес-групп превысит не менее мощный потенциал западных инвестиционных компаний, которые в принятии данного законопроекта вовсе не заинтересованы.