-Господин Осима, надеетесь ли вы на выработку своего рода трехсторонней программы реабилитации пострадавших регионов под эгидой ООН? Можно ли, на ваш взгляд, достичь объединения усилий России, Украины и Белоруссии в этом вопросе?
-Мы не ставим целью создание трехсторонней структуры реабилитационной программы под эгидой ООН - прежде всего потому, что для каждой страны характерны собственные особенности, собственные трудности. Вместе с тем проблемы во всех трех странах связаны между собой. Мы можем подумать о разработке единого регионального подхода к их решению с учетом особенностей каждой из пострадавших стран.
Действительно, гуманитарные потребности, связанные с аварией, мы рассматриваем с трех точек зрения: здравоохранения, образования и экологии. Естественно, что вопросы, относящиеся к экономике и социальной сфере, необходимо решать в строгой увязке с особенностями каждой из пострадавших стран. Что же касается проблем экологического характера, то они имеют общий характер для всех трех стран. Именно здесь наиболее уместен региональный подход.
- Известно, что вы занимаетесь еще и гуманитарными программами в странах Центрально-Азиатского региона. В прошлом году вы посетили ряд стран, в том числе и Афганистан. Каковы ваши личные впечатления? Как вы видите решение многочисленных гуманитарных проблем этого региона?
- Недавнее землетрясение в дополнение ко всем страданиям, которые выпали на долю афганского народа в последнее время, нанесло большой материальный и моральный урон. На беду откликнулись все международные организации. Значительные объемы помощи в пострадавший район направили неправительственные организации, агентства ООН, работающие в этом регионе, МККК, а также силы безопасности, располагающиеся на территории Афганистана. Помогло то, что в силу последних событий в стране присутствуют гражданские и военные международные силы, что позволило достаточно оперативно и эффективно развернуть работу по оказанию помощи населению. Ситуация осложнялась тем, что все подъездные пути к пострадавшему району были разрушены. Кроме того, большую опасность представляли мины, заложенные в ходе боевых действий. Все это в значительной степени затруднило процесс доставки помощи. Но сегодня мы уже можем с уверенностью сказать, что все основные потребности пострадавшего населения смогли удовлетворить. Хотелось бы особо отметить деятельность МЧС России в Афганистане. Российские спасатели сумели в трудных условиях первыми развернуть в районе бедствия мобильный полевой госпиталь. Если в первые дни после землетрясения помощь оказывалась только наиболее нуждающимся, то сейчас практически все местные жители могут ее получить. ООН высоко оценивает деятельность МЧС России по оказанию гуманитарной помощи.
-Ситуация в Афганистане, поток беженцев из этой страны осложнили обстановку в Таджикистане. Имеются ли программы оказания гуманитарной помощи этой стране, где к тому же уже четвертый год ощущаются последствия небывалой засухи? В частности, президент Эмомали Рахмонов надеется на поддержку международного сообщества в проведении новой демографической политики. Намерена ли ООН оказать Таджикистану помощь?
- Я посетил Таджикистан в октябре прошлого года, встретился с руководством республики, а также с представителями коалиционного правительства Афганистана. На переговорах был решен целый ряд вопросов оказания гуманитарной помощи северным провинциям Афганистана с территории Горно-Бадахшанской автономной области. За последние полгода из Таджикистана афганское население получило десятки тысяч тонн продовольствия, медикаментов и теплых вещей.
Вместе с тем ООН не оставляет без внимания и Таджикистан, где на протяжении нескольких лет работают международные гуманитарные организации, активно участвуя как непосредственно в гуманитарных акциях, так и в восстановлении разрушенной войной экономики. Помощь нужно оказывать всему региону, не ограничиваясь отдельными странами. Позиция официального Душанбе, направленная на содействие международным организациям, плюс осознание сложности ситуации в самом Таджикистане обусловили рост объема помощи, оказываемой на международной основе. Кроме того, ООН намерена участвовать в разработке и реализации программ по улучшению демографической ситуации в республике.
-В прошлом году генсек ООН Кофи Аннан заявил в Праге, что помощь богатых стран бедным должна расширяться. То же самое он повторил в нынешнем году. Означает ли это, что страны-доноры до сих пор не обратили внимания на эти призывы?
- ООН на протяжении достаточно длительного времени настаивает на том, что каждая из стран-доноров должна выделять на гуманитарную помощь и экономическое развитие бедных стран около 0,7% валового национального продукта. Однако реальные цифры пока еще далеки от требуемых. Лишь некоторые скандинавские страны приближаются к этому показателю. Полагаю, что международному сообществу стран-доноров еще многое предстоит сделать для того, чтобы реально увеличить объем оказываемой помощи. Об этом шла речь на последней конференции в Монтерее, где США и Европейский союз взяли на себя обязательство значительно увеличить помощь нуждающимся странам. Для того чтобы международное сообщество могло выйти на предусмотренный показатель по сокращению бедности в глобальном масштабе (на 50% к 2015 году), странам-донорам необходимо удвоить объемы помощи по сравнению с теми, что они сегодня выделяют.
-Установление в Афганистане относительной стабильности сопровождается резкой дестабилизацией в Палестине. Считаете ли вы, что в этом регионе развернется очередная полномасштабная война? Что может помочь избежать такого развития событий?
- Никто не хочет войны ни в одном регионе мира, включая Ближний Восток. Что касается ООН как гуманитарной организации, то мы постоянно подчеркиваем необходимость строгого соблюдения прав человека. Мы выступили с призывами к обеим сторонам ближневосточного конфликта воздержаться от нарушений прав гражданского населения.