Мадам Бовари – это всего лишь фикция. Кадр из фильма «Госпожа Бовари». 2000
Фикция
– Вся классическая русская литература – это фикция.
К полке в книжном магазине подошли два молодых человека университетской наружности. Курс первый или второй. Очки и странный блеск в глазах выдают филологов. Я стою рядом у полки. Листаю «Мертвые души» Гоголя. Один из них снимает с полки «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.
– А это?
– И это фикция.
Ставит обратно, достает «Черный обелиск» Ремарка.
– И это фикция, – говорит второй.
– А Флобер?
Это они добрались до «Мадам Бовари». Второй, широко распростерши руки, охватывает все ряды классической литературы, современной литературы и заодно поэзии.
– Все это тоже фикция.
Первый задумался. Помолчав, произносит:
– А Кант?
– Нет, Кант не фикция, – отвечает второй.
Видимо, я ошибся. Это не филологи. Это философы.
Кис-кис
Пришли с Костей из филармонии, сидим, пьем зеленый чай. Я мог бы написать, что мы пили пиво, но пусть будет зеленый чай. Цейлонский, редкого сорта, его возит в Крым один татарин.
– А ты слышал, как дирижер крикнул первой скрипке: «Луиза, что ты играешь?»
Мы сидели в первом ряду, поэтому все слышали.
– Слышал, – говорю, – она огрызнулась: «Что написано, то и играю».
– Как ты думаешь, она его любовница?
Я представил старенького хромающего дирижера с больными коленками и молодую красавицу первую скрипку.
– Вряд ли, – говорю.
– Наверняка любовница. У него пять детей, а она требует взять ее замуж, а детей сдать в приют.
Я представил пятидесятилетних детей семидесятилетнего дирижера в приюте.
– А он ее соблазнил и сделал первой скрипкой, и обманул, вот она и играет лажу и огрызается.
– А эта, которая либретто читала, помнишь ее, – сказал Костя.
– Помню, – отвечаю.
– Помнишь, как дирижер ей сказал: «Что вы несете?»
Дирижер был очень старенький и, видимо, глуховат, поэтому говорил громко. Как он одернул ведущую, я помнил.
– Ага, – отвечаю иронично, – она тоже любовница дирижера.
– У нее от него ребенок, и она ненавидит первую скрипку. – Костя не уловил иронии.
– Точно, – говорю, – дирижер отправил ребенка ведущей в Италию на учебу, и теперь ведущая страдает и ненавидит дирижера.
– А помнишь, примадонна в первый ряд упала?
– Куда? – переспросил я.
– В первый ряд.
В первом ряду сидели мы с Костей, никто вроде на нас не падал.
– Ты что-то путаешь, – говорю.
– Ну, не упала, конечно, но могла, там всего пятнадцать сантиметров, еще платье по полу волочится, ты же примадонне сказал «кис-кис», когда она от нас в метре пела. «Кис-кис» я примадонне и правда сказал. Она стояла в этот момент на коленях и пела арию Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова.
– Она хоть хорошо пела? – спросил я Костю и отхлебнул зеленый цейлонский чай.
– Да она охренительно пела, она просто чудо, она гений, – патетически воскликнул Костя.
– Да, за «кис-кис» нас могут больше не пустить в оперу.
– Мне кажется, – сказал Костя, – смысл нашей короткой жизни очевиден, – Костя тоже отхлебнул чай, – внимать искусству, верить в искусство, носить искусство на руках.
– Вот, – говорю, – если бы примадонна упала в первый ряд, мы бы ее несли на руках как искусство. Может, абонемент взять?
– А у меня есть, – похвастался Костя.
Цейлонский чай закончился. Мы сидели после оперы во дворе моего дома и наблюдали закат. Закат был бледно-розовый, но величественный, и от этого нам хотелось еще больше музыки.
Леннон
Подростки сидят на скамейке. Вдруг у одного из мобильного звучат «Битлз».
– О, Джон Леннон. Знаешь Джона Леннона?
– Не-а, – говорит один.
– А ты?
– Кто это? – спрашивает другой.
– У меня дедушка под него косил.
– Как это?
– У дедушки были длинные волосы до пояса на пробор. Как у Леннона.
Подростки все бритые, юг же.
– Ого, до пояса, – говорит один.
– Когда дедушку два года назад хоронили, он так и лежал в гробу, как Леннон.
– А Леннон когда умер?
– Давно, в году 2000-м.
Симферополь
комментарии(0)