Петр Первый прорубил окно в Европу, а надо было – дверь. Валентин Серов. Петр I. 1907. ГТГ
Когда Господь создал Землю и начал заселять ее, приступили к нему ангелы и спрашивают:
– Ты пошто разные страны создаешь?
– А затем, чтобы разные народы разные примеры показывали, – отвечает Господь.
– Это как? – удивляются ангелы.
– А так. Англичане, к примеру, станут показывать, что есть демократия и как с нею жить. Вот вы знаете, что есть демократия?
– Нет.
– Узнаете. Итальянцы покажут, что получается, когда великие таланты сочетаются с полной безалаберностью. Французы – как веселый нрав может уживаться с делами серьезными. Немцы продемонстрируют, как любовь к порядку – по ихнему, орднунгу – может оборачиваться и благом, и злом. Еще создам народ, который лишится своей страны и станет по разным странам жить, но про свою за многие столетия не забудет. И другие народы заселят Землю, разные, каждый со своей проблемой. Много всякого я задумал.
– А это что за такая большая страна? – любопытствуют ангелы.
– Это Россия. Она станет показывать пример того, как не надо. И для этого я дам живущим в ней самую большую территорию. И две постоянные проблемы – дураков и дороги.
– И как люди там будут жить?
– Трудно будут жить.
Подивились ангелы замыслу Господа. И стали наблюдать, как там, на Земле, жизнь протекает. Англичане демократию свою строят. А между делом головы рубят, но по закону. Итальянцы обильно искусствами занимаются да заговоры всякие непрестанно плетут. Французы вином да женщинами вовсю увлекаются, хотя о делах не забывают. А немцы свой орднунг разводят – у этих все по полочкам, все аккуратно.
Глянули и на Россию.
– Смотри, – говорят Господу, – в Новгороде Великом, во Пскове да Вятке демократия. Разве это как не надо?
Господь отвечает:
– Потерпите немного, Иван Четвертый на царствие придет, он с ними разберется. Грозным ни с того, ни с сего называть не станут.
И вправду, приходит на царствие Иван Четвертый и давит на корню всякую демократию в России, головы рубит без всякого закона. А потом начинаются смутные времена, самозванцы заводятся. Новые цари занимают трон. Ангелы с великим интересом наблюдают за происходящим.
– А вот Петр Первый окно в Европу прорубил, – говорят. – Значит, наладится все в России?
– Не наладится, – успокаивает их Господь. – Прорубил окно, а надо было – дверь. И потом, не окно, а проем он прорубил. А хорошей рамы до сих пор поставить не могут. Дует на всю Европу.
Потом одна царица захотела сделать Россию частью Европы, да гвардию испугалась. Были еще цари, один из них вознамерился Конституцию России дать, но его борцы за народное счастье тут же взорвали. Потом его сын взошел на трон, потом – внук. Тут ангелы оживились.
– Смотри, – говорят Господу, – у них в России сейчас все наладится. И как они дальше будут показывать пример того, как не надо?
– Наладится? – усмехается Господь. – А я им Ленина.
– Это кто?
– Великий смутитель. Запудрит людям мозги. Свернет их с пути истинного.
– Мозги – это что?
– То, чем люди думают. Вернее, должны думать.
И точно – едва некая смута в России затеялась, едва скинули царя, прибыл туда в запломбированном вагоне Ленин, устроил переворот, и все разладилось, все полетело кувырком. Оказалось, что для счастья одних надо нещадно убивать других. В общем, прежнюю жизнь в России напрочь порушили, потом новую стали выстраивать. В какой-то момент немцы со своим орднунгом пытались помешать, да не смогли. Вроде бы жизнь в России наладили, да на свой манер. На зыбкой основе. Не как у других. А что делать, если судьба такая у страны – тупики показывать.
Эта власть неминуемо должна была рухнуть. И она рухнула. Стали живущие в России строить ее на манер англичан, французов, датчан и разных прочих шведов. Но главным образом – народа, который успешно обосновался за океаном и даже начал страдать чрезмерным самомнением. Ангелы, увидев, что строят в России, подивились, вопрошают у Господа:
– И что теперь? Россия опять покажет то, как не надо?
– Покажет. А какие сомнения? – отвечает Господь. – Такая судьба у этой страны.
И точно: строили по известным лекалам, строили, а получилось совсем не то. Порядок так и не наладили, справедливости ни на грамм, никакого достатка, никакого хорошего житья людям.
Не выдержали тут ангелы, говорят:
– Господь, ты есть любовь. Тебе не жалко людей, живущих в России?
– Все относительно, – отвечает Господь. – Их можно жалеть. Жизнь у них и в самом деле тяжелая. А можно не жалеть. Потому что тех, кто, живя в России, сохраняет в себе человека, я люблю особо.
комментарии(0)