Митрополит Тадеуш Кондрусевич.
-Почему католическая сторона приняла решение о создании единой церковной провинции и четырех епархий вместо существующих с 1991 года администратур?
- Как вы знаете, до революции в России были и католическая митрополия, и епархии. Потом начались времена гонений, преследовались все церкви, конфессии, религии. У нас оставалось в течение многих десятилетий только два действующих храма: в Москве и Ленинграде. В 1991 году были восстановлены структуры Католической Церкви в рамках апостольских администратур. В 1999 году их стало четыре с центрами в Москве, Саратове, Иркутске и Новосибирске. Однако согласно положению канонического права Католической Церкви, апостольская администратура - это временная структура, а все временное когда-то должно стать постоянным. И это время пришло. Как можно управлять Церковью только из Москвы, если католики есть и в других городах. Вы сами представляете, что это физически невозможно.
- Принятое решение вызвано ростом числа католиков в России?
- Есть страны, в которых католиков еще меньше, нежели в России. В мусульманских странах тоже существуют свои епархии и структуры. В России, по нашим данным, сегодня около 600 тысяч католиков. Но некоторые исследования говорят, что эта цифра составляет приблизительно 1%, то есть почти полтора миллиона.
- Русская Православная Церковь расценила этот шаг как прозелитизм и экспансию. Как вы прокомментируете эти заявления?
- Очень жалко, что есть такие заявления. Пришло время широкого диалога не только между религиями и конфессиями, но и между народами. Поэтому эти обвинения, мне кажется, просто не соответствуют духу времени.
Теперь перейдем к конкретным вещам. Католическая Церковь просто обязана создавать соответствующие структуры, а Ватикан обязан назначать епископа для духовного окормления верующих, которые находятся на той или иной территории. То же самое обязана делать и Православная Церковь, и она это делает. В Германии существуют и католики, у них есть архиепископ Берлинский и всея Германии, и православные, у которых есть православный епископ Берлинский и всея Германии. Есть православные в Бельгии, в Австрии, в Англии. Четыре православных епископа Московского Патриархата работают в Англии. И мне совершенно непонятно, почему такая реакция и такое сопротивление. Если кто-то может в другой стране иметь своих епископов, то почему мы не можем?
Что касается прозелитизма, то я неоднократно по этому поводу выступал и объяснял, что в свете учения Второго Ватиканского собора мы против переманивание душ из одной Церкви в другую, потому что как Католическая, так и Православная Церкви - это Церкви благодатные, имеющие одинаковые средства для спасения человека.
Что же касается вопроса "канонических территорий", то мы должны помнить слова Христа: "Идите и учите весь народ". Почему мы не говорим о канонической территории в Берлине? Там есть католический архиепископ и есть Берлинский архиепископ Московского Патриархата. И никто этот вопрос не поднимает. Или возьмите Иерусалим. Там есть и католический патриарх, и православный, и патриархи многих других восточных Церквей. К сожалению, из-за распрей, которые сегодня происходят на Святой земле, католиков там остается все меньше. Но никто не говорит, что это наша каноническая территория.
- Предполагали ли вы, что создание епархий вызовет именно такой резонанс в православных кругах и вообще в обществе, а также средствах массовой информации?
- Когда в России были образованы администратуры в 1991 году, была такая же реакция. Поэтому, с одной стороны, тут нет ничего нового. С другой - нам казалось, что за 10 лет уже так много сделано, для того чтобы сблизиться. А когда Католическая Церковь решила нормализовать свои структуры, мы опять вернулись в 91-й год. И жалко, что за эти 10 лет мы в своих отношениях сильно отстали от того примера, который дает нам развитие мира и сближение между народами.
- Возможно ли, на ваш взгляд, вообще говорить о религиозном равноправии в России?
- Если мы находимся в России, всем понятно, что это православная страна. Нас, католиков, по сравнению с православными очень мало. Нам не нужно столько храмов, сколько нужно православным, нам не нужно столько времени на телевидении и тому подобное. Но мне хотелось бы сказать прежде всего о том, чтобы мы имели те же самые права. У нас в Москве, например, на сегодняшний день только два храма, и в воскресенье мы служим 27 месс на разных языках. Понятно, что в двух храмах эти богослужения совершить невозможно.
- Испытывает ли Русская Православная Церковь какие-то трудности, например, с регистрацией своих приходов в Европе, известны ли такие случаи?
- Я был проинформирован совсем недавно о том, что имеются какие-то трудности с регистрацией православной епархии в Вене. Я не видел документов, но об этом говорят. Если это так, то мне приходится только сожалеть.
- Как отнеслись к организации католических епархий представители других традиционных религий России, мусульман, буддистов и так далее?
- Мусульмане, буддисты, конечно, высказывали свое мнение по этому поводу. Но каких-то протестов я не видел. От Протестантской Церкви я получил очень много поздравлений по случаю создания этих структур. Я бы хотел, может быть, по-другому поставить вопрос: каково общественное мнение? Радио "Эхо Москвы" неоднократно его выясняло. Скажем, 3 марта радиослушателям был задан вопрос: считают ли они проведение папского телемоста вторжением в Россию или это нормальное развитие Католической Церкви? 82% ответили, что это нормально. И телефонных звонков было не 5-10, а в течение 5 минут было получено более 5,5 тысячи откликов.
- Когда начались трения с РПЦ, в ситуацию вмешался МИД с рекомендациями, чтобы Ватикан отменил свое решение. Ухудшились ли ваши взаимоотношения со светской властью Российской Федерации?
- Недавно была опубликована большая статья, подписанная первым заместителем спикера Совета Федерации Валерием Гореглядом. Да, он имеет право высказать свою точку зрения, но некоторые выражения мне как католику читать было очень неприятно, как, я думаю, и каждому человеку, который открыт для сотрудничества с другими религиями. Например, начинается статья словами, что России уже 10 лет грозит визит Папы. Дальше говорилось о том, что его родина была крещена позже, нежели Русь.
Но это, конечно, какое-то недоразумение. В принципе мы пока не почувствовали со стороны властей каких-то ущемлений или чего-то еще. Хотя, может быть, некоторые политики и хотели бы использовать Церковь в своих целях. Когда католический священник говорит, что нужно получить разрешение на строительство храма или часовни, практически в 100% случаев нам задают вопрос: а что по этому поводу думают православные владыки? То есть власть связана с Православной Церковью. Я понимаю, что это Церковь большинства, но не может быть одно связано с другим.
- Каковы дальнейшие планы Католической Церкви в России?
- Прежде всего это вопрос об окормлении верующих, о создании нормальных условий для работы Церкви. Больше ничего. Никакой экспансии, никаких планов сделать Россию католической абсолютно никто не имеет. Россия - это православная страна. Но на сегодняшнем этапе нам не хватает диалога с православием. Пока мы не сядем за стол переговоров, пока мы с богословской точки зрения не определимся, что такое прозелитизм, что такое канонические территории, в каком месте они начинаются и в каком заканчиваются, нести христианство в народ будет очень и очень трудно. Нужно, чтобы два раза в году встречались делегации Московского Патриархата и Ватикана, один раз здесь, один раз в Ватикане, и этот диалог продолжался. Но последние три года такого не было вообще. Понимаете, если мы не говорим друг с другом, как можно договориться о чем-то.
У нас нет договоренности и с государственными властями о том, как мы должны строить наши отношения. Во многих странах, где есть Католическая Церковь, подписаны специальные соглашения, и там абсолютно все прописано. Мы уже этот вопрос поднимаем много лет, но нам всегда отказывали, мотивировав это тем, что еще не пришло время. Если условия взаимоотношений не прописаны, то как можно знать, каковы правила игры. Что касается наших планов на будущее, то они останутся такими же, какими были до 11 февраля. Это проведение пасторской деятельности, пастырского попечения о наших верующих.
- Каково сегодня число католических храмов в России?
- На сегодняшний день у нас 212 зарегистрированных приходов по всей России. Сравните: 212 приходов Католической Церкви и 11 тысяч приходов Православной. Как можно говорить о каком-то противостоянии! Это нелогично. Если взять еще такие структуры, как благотворительные организации, семинарии, колледжи, газеты, то в сумме их будет около 250.
- Что необходимо сделать, чтобы улучшить отношения с Русской Православной Церковью?
- Даже наша с вами встреча может немножко изменить отношения, просто потому что мы встречаемся. Я получил очень много писем от православных священников Московского Патриархата, которые совершенно нормально к этому относятся. В мае в Москве состоятся религиозные конференции на тему семьи. Там будут участвовать представители Православной и Католической Церквей. И это очень хорошо. Епископ Клеменс Пикель из Саратова недавно встретился с православным епископом Казани. На Радио "Свобода" тоже выступал митрополит Мефодий и высказался достаточно терпимо по вопросу создания четырех католических епархий в России. И это меня радует. Надо использовать все возможности.
- Возможна ли все-таки встреча Папы Римского и Патриарха Алексия II?
- Я надеюсь и уверен, что когда-нибудь это произойдет. Встречаются же политические лидеры, почему не могут встретиться религиозные. С 1 марта почти во всей Европе только одна денежная единица - евро. Работает Европарламент. Все объединяются ради политических целей и экономической выгоды. Почему же мы не можем сесть за стол переговоров ради куда более возвышенных целей?
- В некоторых ваших выступлениях отмечалось, что та агрессивная политика, которая сейчас ведется в отношении Католической Церкви в России, может привести к тому, что и на Западе последуют какие-то выводы, а затем, возможно, и действия. Как вы это прокомментируете?
- Может быть, вы не очень хорошо меня поняли. Не думаю, что последуют какие-то действия со стороны Католической Церкви. Я с большим вниманием и уважением отношусь к Православной Церкви, потому что она благодатная. Я не думаю также, что будут какие-то последствия для Православной Церкви на Западе.