ВОТ УЖЕ 14 лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.
Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% от всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами. Кроме того, на севере активно действуют оппозиционные властям исламские группировки "Аль-Умма⌡ и Юнионистско-демократическая партия, вошедшие в широкую коалицию с южным Суданским народно-освободительным движением (лидер Джон Гаранг). Определенную активность проявляет и Суданская коммунистическая партия.
Само собой, конфессиональные противоречия в Судане теснейшим образом переплетаются с этническими. "Коренные", если так можно выразиться, африканские (негроидные) этносы юга Судана преследуют свои сепаратистские цели. Но вот что характерно: еще до начала широкомасштабной войны многие этносы юга захотели ослабить самую многочисленную народность динка и развернули мощную кампанию за введение нового, более жесткого административного деления, которое было невыгодно прежде всего этой самой народности. Данная кампания во многом и спровоцировала суданские власти на решительные централистские мероприятия. В конечном итоге эти меры ударили и по инициаторам кампании.
Война ведется с переменным успехом - победы властей сменяются победами оппозиции. Так, в октябре сего года повстанцы юга атаковали нефтепромыслы в 770 км от столицы Судана Хартума. В ходе операции были уничтожены 429 солдат правительственных войск.
Суданские христиане (в основном католики), хоть и находятся в подавляющем, так сказать, меньшинстве, весьма и весьма активны, являясь, по сути, главным субъектом противостояния Центру. Они обвиняют исламские власти страны в жесточайших преследованиях против христианства. По их мнению, правительство запрещает христианскую миссионерскую деятельность, препятствует строительству новых церквей, ограничивает экономическую деятельность коптов, которые известны как купцы и торговцы. Христиане утверждают, что иностранная гуманитарная помощь распределяется только среди мусульман. Правительство обвиняется и в намерении мусульманизировать всю страну (несмотря на постоянное подчеркивание религиозного многообразия Судана), ему приписывают преподавание в старших классах школы и вузах только лишь на арабском. По утверждению христиан, должности в госучреждениях могут получить только мусульмане. Они протестуют и против предписания девушкам (независимо от религиозной принадлежности) носить только мусульманскую одежду. Еще их беспокоит обычай сокращать сроки заключенным в случае принятия ими ислама.
Если верить христианским "протестантам" (а к любым обвинениям на религиозной почве нужно относиться очень осторожно), то христиане обращаются в рабство. Детей христиан якобы похищают, расселяют в мусульманских семьях и воспитывают в духе ислама. Взрослых же заставляют воевать против бывших единоверцев.
Уверяют, что власти Судана ликвидировали христианское поселение Хадж-Юсеф в пригородах Хартума, где жили около 200 тысяч католиков, которые, кстати сказать, поселились там после бегства с юга от ужасов гражданской войны. Их выселили в пустыню, а в Хадж-Юсефе приступили к строительству промышленных предприятий. Сами поселенцы сумели наладить жизнь и в пустыне - там они своими силами построили кирпичные дома, вырыли колодцы и даже сумели организовать автобусное сообщение с Хартумом.
Серьезный конфликт разгорелся в апреле сего года, когда хартумские христиане провели несанкционированную демонстрацию, протестуя против решения властей запретить проведение публичной пасхальной церемонии на площади возле церкви всех Святых и переместить торжества в закрытое помещение на окраине столицы (министр внутренних дел Судана Абдель Рахим Мухаммед Хусейн объяснил данное решение стремлением избежать "столкновений мусульман с христианами").
Демонстрация была разогнана с применением слезоточивого газа и водометов, а 54 ее участника (в том числе женщины и дети) арестованы. Их подвергли порке плетьми, что соответствует шариатскому законодательству Судана, введенному в сентябре 1983 года (оно предусматривает также отрубание рук и побивание камнями).
В свою очередь, недоброжелатели повстанцев обвиняют их в излишней жестокости, причем не только в отношении врагов. По некоторым данным, повстанцы практикуют похищение детей и отправку их в особые лагеря, где они учатся воевать. Называется и приблизительное число таких юных бойцов южной Суданской народно-освободительной армии - 17 тысяч. Говорят, что жизнь в этих лагерях просто ужасна, подростки постоянно голодают и умирают от в принципе излечимых болезней (малярии, дизентерии и т.д.).
Так, норвежский журналист Тов Гравдал, посетивший детские лагеря, рассказывает, что он видел мальчиков лет десяти, страдающих истощением в последней степени. В пищу дети употребляли только траву и листья, изредка - то, что они могли стащить в соседних поселениях.
Затяжная война оставляет мало надежд как на победу одной из сторон, так и на успешные мирные переговоры, которые окончатся сохранением юга в составе единого суданского государства. 25 февраля 2001 года президент Судана Омар Хасан аль-Башир заявил, что он может на полном серьезе рассмотреть возможность отделения южных провинций. В своем выступлении по национальному телевидению он высказался за территориальную целостность страны, но в то же время подчеркнул - если отделение юга предотвратит кровопролитную войну, то он выберет именно этот вариант.
Суданское противостояние выходит за рамки самого Судана и становится мировой проблемой. Это отлично понимают США, весьма активно поддерживая южных повстанцев и обвиняя мусульманский север в нарушении прав религиозных меньшинств. В надежде оказать воздействие на суданцев, Штаты планируют выделить 30 млн. долларов на оказание Судану гуманитарной помощи. Суданскую политику США охотно поддерживает особое лобби американских общественных деятелей, обеспокоенных ситуацией, сложившейся в этой стране. Лобби представляет собой коалицию, состоящую из организаций евангелических христиан, консервативно настроенных членов конгресса США и чернокожих политиков.
Вряд ли можно абсолютизировать религиозный фактор суданского противостояния. Конечно, здесь достаточное количество религиозных пассионариев, но в ряде случае (и таких случаев много) отношение к религии весьма формально. Христианизация юга часто проводилась весьма поверхностно и католические миссионеры довольствовались самим фактом крещения новообретенных "чад".
Сыграла свою роль и масштабная, как сейчас выражаются, гуманитарная (в основном, продовольственная) помощь, которую католики предлагали "в обмен" на принятие христианства. Не следует забывать - юг Судана является крайне слаборазвитой территорией, мало что представляющей в экономическом плане. Значительная часть населения живет там в условиях самого настоящего первобытно-общинного строя, многие южане еще настолько "слиты" с природой, что разгуливают нагишом и спят в золе от кострищ.
У очень многих южан христианство представляет собой тонкую пленку, под которой скрывается мощнейшие слои первобытно-языческих представлений. К примеру, среди них господствует многоженство, которое они (как и другие "рудименты" язычества) обосновывают якобы имевшим место разрешением "пророка Иисуса". Среди таких "христиан" чрезвычайно распространено самое откровенное фантазерство на религиозную тему, и исходит это фантазерство от их упорного нежелания по-настоящему расстаться с племенными и природными языческими культами, которые, как считают некоторые, довольно примитивны и граничат с первобытным анимизмом.
Хоть и в меньшей степени, но такая же проблема стоит и перед мусульманами севера. Среди них множество "коренных африканцев", и они к тому же довольно сильно смешаны с арабским населением. И здесь также распространено толкование мусульманских правовых норм с точки зрения родоплеменного права.
И тем не менее значение религиозного фактора нельзя недооценивать. В известном смысле Судан может рассматриваться как своеобразный полигон для грядущих холодных и "горячих" религиозных войн. Обращает на себя внимание то, что в суданском конфликте сторонники мусульманского единобожия противостоят последователям единобожия христианского, причем последние действуют в союзе с язычниками-монотеистами. Этот факт не может не вызывать определенную тревогу среди "монотеистов". Впрочем, если эра религиозных войн все же настанет, то она преподнесет и не такие сюрпризы.