"...ПОМОЛИМСЯ за вступление в новый год и в новое тысячелетие с надеждой на то, что мрачные чудовища нынешнего дня наконец останутся в прошлом, а Сербия и Черногория обновятся и возродятся, найдя свой путь в XXI век вместе со всеми европейскими странами". Так писал Сава Янич в своем рождественском послании из монастыря Високи Декани. В интервью агентству "Данас", публикуемом ниже в сокращении, он размышляет о ситуации в Косово.
- В то самое время, когда празднуется 2000-летие Иисуса Христа, христианская нация - сербы в Косово и Метохии - подвергаются преследованиям, их святыни разрушаются. Кто в данном случае, если можно так выразиться, не нашел общего языка с Богом - сербы, остальной мир или все они вместе?
- Начало нового тысячелетия европейской истории сопровождается насилием, направленным против сербов в Косово и Метохии. Главную вину за это несет режим президента Милошевича, безответственная политика которого привела к войне в Косово. Здесь же надо сказать об албанских экстремистах, которые хотят присущими им методами создать свое, этнически чистое государство, а также о мировом сообществе, в одностороннем порядке применившем силу для разрешения косовской проблемы и не сумевшем остановить послевоенную волну насилия. И все эти три стороны благодаря своим действиям добились того, что положение ухудшилось. Сегодня Косово - это территория, где существует тотальная дискриминация по этническому признаку. Сербы согнаны в гетто и лишены основных свобод. И прежние злодеяния Милошевича дают албанцам хорошее прикрытие для того, что они сейчас творят.
- Год назад настоятельница монастыря Девич Анастасия недоумевала, можно ли продавать святые места или бросать их. Понимает ли сербский народ, что такое святые места? Не способствовало ли такое отношение сербов к своим святыням возникновению той ситуации, которая существует сейчас в Косово или Метохии?
- Косово в некотором роде уже продано и брошено. Белградский режим, я убежден, понимал, что он нанес поражение сербскому делу в Косово и сознательно потерял его так, чтобы это поражение можно было изобразить как победу. Епископ Артемий говорил в прошлом году о создании фальшивого косовского мифа, о том, что на самом деле никакой моральной победы сербов в этой битве не было. В политическом и военном отношении потеря Косово - это величайший позор нашего государства и его армии. Режим Милошевича оставил там после себя обгоревшие руины домов, массовые захоронения, ограбленные жилища и несчастных, беззащитных сербов, которые теперь расплачиваются за ошибки и преступления своих генералов.
- Сербы из Косово и Метохии самоорганизовались и образовали Сербский национальный совет и его исполнительный комитет. В Софии была принята декларация об их дальнейшей политической деятельности. Каковы будут ваши последующие шаги?
- Мы намерены сотрудничать с миссией ООН в Косово в формировании местного самоуправления сербских анклавов. Необходимо создание местной сербской полиции, администрации и судебной системы. Мы будем также готовить условия для возвращения беженцев в свои дома и привлекать финансовую помощь для экономического развития тех районов, где живут сербы.
- Как вы себе представляете контакты сербской стороны с представителями международного сообщества и особенно с албанцами теперь, когда подписано соглашение о создании переходного административного совета Косово?
- Сербский национальный совет критиковал подписание этого соглашения прежде всего из-за того, каким образом оно было достигнуто - без каких-либо консультаций с сербской стороной. Я полагаю, что сербы должны принять ответственное участие в работе временных властей, организованных миссией ООН, но это участие должно быть основано на полном равенстве, открытости и честности с обеих сторон. Мы не хотим играть декоративную роль, изображая несуществующую многоэтничность. К несчастью, мы сейчас не в том положении, когда можно выбирать собеседников с албанской стороны, но нам нельзя и засовывать голову в песок, делая вид, что мы живем на другой планете. Мы находимся там, где находимся, и в этой чрезвычайно неблагоприятной ситуации наша задача состоит в том, чтобы улучшить условия жизни сербского народа в Косово.
- Можно ли говорить о двойных стандартах международного сообщества после всего, что произошло в Косово со времени начала натовских бомбардировок Югославии?
- Бомбардировки Сербии были большой трагедией и преступлением, но мы должны понимать, что они были спровоцированы поведением белградского режима. Вступать в конфронтацию со всем миром, для того чтобы продлить существование диктатуры, - таков стиль правления Милошевича на протяжении многих лет. Он знает, что благодаря бомбардировкам продолжается его политическая жизнь. Когда его власть в очередной раз окажется под угрозой, он спровоцирует еще один конфликт, чтобы побудить НАТО снова бомбить нашу страну. Существование двойных стандартов - очевидность, но они непосредственно связаны с действиями официального Белграда.
- Не могли бы вы прокомментировать все более частые в последнее время заявления высокопоставленных представителей армии и полиции о возможном возвращении в Косово и Метохию югославских вооруженных сил для защиты сербского населения?
- Это пустые разговоры, с помощью которых пытаются дурачить людей. До тех пор пока Милошевич остается у власти, возвращение в Косово армии и полиции невозможно. Такова четкая позиция всего международного сообщества, и даже в Белграде понимают, с каким риском был бы сопряжен такой шаг. Москва придерживается негласной договоренности с Западом по поводу Чечни и не станет вмешиваться в косовский конфликт. Пекин нуждается в американских кредитах и не воспользуется своим правом вето, для того чтобы расширить мандат сил по поддержанию мира. Сербский национальный совет считает, что когда-нибудь армия и полиция вернутся в Косово, которое является частью Сербии и Югославии. Но это будут полиция и армия демократического государства, контролируемые народом и парламентом, а не семьей Милошевича. Тем, кто запятнал честь сербского солдата и сербского народа, Бог не позволит защищать нашу священную землю.
- Судя по тому, что можно было видеть и слышать на встрече изгнанных из Косово сербов, многие из них не готовы воспринять правду о режиме и его роли в косовской трагедии. Почему так?
- Нашим народом все еще манипулируют на всех уровнях. В Косово еще можно встретить сербов, которые убеждены, что они являются победителями, и ждут, что генерал Павкович вернется на белом танке. Это говорит о том, насколько разрушена духовная жизнь сербского народа.
- Сербская Православная Церковь в Косово и Метохии осудила преступления против албанцев. Что же произошло в Косово на самом деле, какова правда о массовых захоронениях?
- Невозможно отрицать, что армия и полиция демократической страны должны защищать ее территорию, но из истории хорошо известно, что с сепаратизмом нельзя справиться силой. Вместо того чтобы помимо принятия мер безопасности развивать независимые демократические институты и экономику, Милошевич и Шешель попытались решить косовскую проблему огнем и мечом. Стремясь запугать албанцев и внушить им мысль о бесполезности сопротивления, сербские военные пошли на жестокие преступления против мирных жителей. Разумеется, западные средства массовой информации чрезвычайно раздули факты насилия в Косово, чтобы оправдать вмешательство НАТО, но то, что преступления совершались, - несомненная правда. В последнем докладе ОБСЕ зафиксированы многие из этих преступлений. Я своими глазами видел, как изгоняли этнических албанцев из города Печ, видел сожженные дома и колонны объятых отчаянием людей. Со многими из албанских беженцев я разговаривал.
- Есть ли у вас сведения о жизни в этнически почти чистых албанских общинах, находящихся под управлением Хашима Тачи?
- "Партизаны" Тачи захватили лучшие дома, проводят чистки своих политических противников, занимаются мафиозной деятельностью. В одночасье, и не проучившись ни года, они сделались "генералами". Они преследуют всех сербов, всех неалбанцев. Число албанцев, недовольных такими освободителями, растет. Многие понимают, что люди Тачи не смогут привести Косово в Европу и обеспечить процветание. Однако молодое поколение чрезвычайно радикализировано и, находясь в эйфории, поддерживает экстремистов. В целом косовские албанцы, как показывает опыт, не готовы к созданию своего собственного государства и к демократии; в мире все больше убеждаются в этом. Тех, кто выступает против насилия, становится все больше, но, к сожалению, чаще всего этим людям, по-моему, просто не нравится, что этническое насилие мешает осуществлению их мечты о независимости Косово.
- Вероятно, почву для того, что произошло, во многом создали предрассудки, существующие у сербов и албанцев в отношении друг друга?
- Предрассудки с обеих сторон очень сильны, и они являются следствием недостаточных контактов между двумя общинами. И сербы и албанцы в большей или меньшей степени живут с менталитетом XIX века и смотрят друг на друга как на врагов. Печально, что в начале XXI столетия молодые люди не видят, куда идет Европа, демонстрируют мало желания встать выше ненависти. Все мы должны понять, что наше счастье нельзя построить на чьем-то несчастье.
- Хватит ли у сербского народа сил для духовного возрождения? Нуждаются ли сербы в общественном раскаянии во всех преступлениях, совершенных режимом от их имени?
- Я думаю, что именно Церковь должна быть главной силой в деле возрождения сербского народа. Разумеется, Церковь как целое не несет ответственности за события прошлого, хотя отдельные люди в Церкви ответственны за то, что поддерживали режим и "национальных" лидеров, возможно, веря, что эти лидеры борются за действительные национальные интересы. Нашему народу необходимо моральное и духовное очищение, и начать его должна Церковь. Она обязана призвать всех нас к прощению. С нашего позволения волки в овечьих шкурах сумели увлечь за собой людей. Если кто-то и должен говорить правду, то это прежде всего наиболее ответственные люди Церкви. Некоторые из них говорили правду, но те, от кого этого больше всего ждали, хранили молчание, и это их молчание было слишком явственным. Некоторые из этих людей даже открыто поддерживали идеи, противоречащие духу Священного Писания.
- Однако многие видят в Сербской Православной Церкви единственно возможного зачинателя духовного обновления и тем самым спасения сербского народа. Готова ли она к выполнению этой задачи?
- У нашей Церкви есть уникальный шанс вывести народ на путь пробуждения. Очевидно, что мы еще не испили до конца чашу раскаяния и поэтому нам предстоит испытать еще новые страдания. Сербская Православная Церковь могла бы сыграть ключевую роль в изменении политического режима и системы ценностей в нашей стране подобно тому, как это удалось Католической Церкви в Польше при коммунизме, а совсем недавно - в Хорватии и Словении. Сербский народ нуждается в мужественных людях, выступающих свидетелями правды и справедливости, людях, которые готовы пожертвовать жизнью ради этих высоких идеалов. Это не политический вопрос, а вопрос выживания нашей Церкви и нашего народа.
Белград