ПО СЛОВАМ отца Нектария, одного из оставшихся православных священников Призрена, более 1000 людей нашли кров в сербской православной семинарии во имя святых Кирилла и Мефодия в Призрене со времени окончания войны в Косово, т.е. с июня. Это сербы, католики, этнические турки и албанцы. Они вынуждены были искать убежища внутри церковных стен под натиском бесправия, чисток и погромов, охвативших Призрен сразу же после вступления в город албанской армии. Некоторые перемещенные семьи были временно размещены в семинарии, а позже с помощью миротворческих сил KFOR эвакуированы в Сербию. Однако около 100 перемещенных лиц до сих пор проживают в семинарии.
До косовских событий Призрен был известен как один из полиэтнических центров, где православные, католики и мусульмане проживали в мире и согласии. Красивейшие церкви, мечети, турецкие бани и другие памятники культуры составляли предмет гордости горожан. В средние века Призрен был столицей Сербского государства и важным центром торговли. В течение войны 1998-1999 гг. город не пострадал. После вытеснения югославских войск вооруженные албанские группировки начали этнические чистки, сопровождавшиеся убийствами, сожжением домов и уничтожением исторических памятников. Более 40 сербов убиты албанцами с июня, включая 16 престарелых сербов из соседней деревни Дойниче, уничтоженной албанскими повстанцами в июле. Отца Харитона Лукича взяли в заложники на улице в Призрене в один из первых дней "свободы". По сообщениям свидетелей, это сделали вооруженные люди в албанской форме. С тех пор ни о его судьбе, ни об участи других заложников из данного региона нет никаких сведений. Из 10 000 сербов, проживавших в Призрене до войны, менее 200 остались в городе на положении домашнего ареста.
Тысячи католиков также были изгнаны, их дома разрушены и сожжены. Говорящие по-сербски мусульмане славянского происхождения подверглись военизированным атакам, их дома и магазины громили и взрывали гранатами. Православная семинария стала единственным безопасным местом, где всем предоставлялся кров стараниями клира и благодаря попечительству миротворческих сил.
Ничего удивительного нет в том, что православный религиозный институт служит убежищем для гонимых сограждан. В течение войны сербские монахи в Дечанах спасали множество албанцев, раздавали еду и одежду нуждающимся. Монахини из села Соколица также помогали всем, невзирая на этническую принадлежность.
Сербская Православная Церковь помогает семинарии. Несколько монахов из монастыря Св. Архангелов пришли на подмогу своим братьям и помогают ухаживать за беженцами, составляющими настоящую этническую мозаику. Большинство нашедших приют - это сербы и католики, но есть три турка и семеро албанцев. По словам о. Нектария, они живут здесь уже полгода. За истекшее время более 100 албанцев обрели кров в семинарии, спасаясь от террора, развязанного их соотечественниками. Многие албанцы, отказавшиеся вступить в повстанческую армию или не смогшие оказать партизанам денежную помощь, подвергались террору и преследованиям как "сербские коллаборационисты".
Отец Нектарий говорит, что монахи помогают всем, независимо от религиозной принадлежности, христианам и мусульманам. 70-летний албанец Идриз Имери и его 64-летняя жена Фарида пришли в семинарию из соседней деревни Зум 11 июля. Его дом сожгли. "Я не мог искать защиты у своих соседей и друзей албанцев - их бы убили из-за меня. Оба моих сына живут в Сербии, моя дочь замужем и живет в Боснии. Вы спрашиваете, как мне здесь┘ Конечно, не так, как дома, но у нас есть все, в чем мы нуждаемся. У нас есть еда, одежда и самое главное - священники поддерживают в нас веру в то, что это скоро кончится и мы сможем вернуться домой. Я им верю и надеюсь, что преступники по обе стороны будут преданы суду, честному и гуманному", - так говорит старик Ибиц.
В одной из комнат два сербских ребенка. Их тетя с ними, но она слишком подавленна, чтобы говорить о трагедии их дома. Здесь же живут еще четыре человека из семьи Стояновичей.
Отец Елиас говорит, что все живут сообща и делят все поровну. Монахи готовят еду в семинарской кухне. "Я не спрашиваю, где они берут продукты. Скорее всего их доставляет Сербская Церковь или Красный Крест", - говорит Эмин Шаити, девочка из католической семьи. Ее подруга Санела провела несколько дней в подвале разрушенного дома, прежде чем нашла приют в семинарии.
"Когда албанские экстремисты подожгли наш дом, они связали меня и толкнули в огонь, распространявшийся с крыши вниз. Они думали, что я умру, но мне удалось пробраться в подвал и спрятаться. Крыша сгорела, пламя улеглось, потому что дом был каменный. Я выбралась, и мне помогли добраться сюда", - рассказывает Санела. "Все эти несчастные люди приходят к нам жестоко травмированными. Особенно женщины, которые пережили чудовищные насилия и боль", - говорит отец Нектарий.
По словам отца Радивоя Панича, на данный момент из 10 000 сербов только 71 человек живет в городе вне стен семинарии. Им пришлось пережить все мыслимые виды насилия и дискриминации, но они сохраняют стойкость, несмотря на смертельную опасность. В основном это старики, которые не хотят покидать свои дома и готовы здесь умереть. В соседней области Средачка Зупа, в 20 км к юго-востоку от Призрени, большинство местных сербов было изгнано албанскими повстанцами. Из нескольких сотен сербов осталось 59 человек. Сербы, жившие в горных деревнях, оставили свои дома и спустились в долины, где им дали приют семьи мусульман славянского происхождения. В горах они умирали от голода и жили в непрестанном ожидании прихода карателей.
Призренская семинария была основана в 1880 г., существовала во времена Османской империи, пережила две мировые войны. В результате погромов и этнических чисток в Косово семинария закрылась. Более 150 семинаристов учатся теперь в Нише и других центрах. Впервые за всю историю семинарии обучение в ее стенах стало невозможным. Ирония заключена в том, что все это произошло в те времена, которые на языке мирового сообщества принято обозначать как "мирные", а гарантом этого термина выступают несколько сотен немецких солдат, дислоцированных в Призрене и его окрестностях.
Цитируется по бюллетеню Сербского православного диоцеза Рашки и Призрени.