0
888
Газета Конфликты Интернет-версия

07.03.2000 00:00:00

Вызов, который принят


В ДАЙДЖЕСТЕ "НГР" от 06.10.99 напечатана статья Юлии Кристевой "Тайное бремя православия. Истоки и корни восточноевропейской тяги к самоуничтожению". Уже сам подзаголовок статьи выдает отношение автора к православию, обвиненному в том, что изначально обреченные на капитуляцию в войне с гордо именующими себя "мировым сообществом" странами сербы объявили себя мишенями, готовыми погибнуть, но не дать попрать свои святыни.

Действительно, на Западе, где высотой ценности объявлены жизнь и свобода индивидуума (заметим, свобода, практически ничем на сдерживаемая морально, но жестко ограниченная юридически), иррациональное поведение сербов вызвало поистине шоковую реакцию. Западные интеллектуалы, пытающиеся дать объяснение феномену, сошлись во мнении, что тормозом, препятствующим возвращению отщепенцев в русло цивилизации, является православие. Как правильно отмечено во врезе к статье Оливье Клемана "Восточная Церковь, Балканская война, Европа", опубликованной на той же полосе, в центре дискуссии стоит вопрос об ответственности православия за политическое и социально-культурное развитие балканских и восточноевропейских стран. Несмотря на некоторую разницу в подходах - Кристева подчеркивает негативную роль православия, а Клеман считает, что режим Милошевича эксплуатирует православие, - позиции авторов по сути близки.

Оставим при этом на совести Клемана утверждение, что идеологией правительства Милошевича является нацизм, и пассаж по поводу "всемирного свержения коммунизма" (а как же Китай?). Непонятно также сильное заявление Клемана, что "две трети сербов не крещены, а остальные практически не имеют опыта церковной жизни или ходят в церковь по традиции". Получается, что в Сербии практически нет воцерковленных, истинно верующих. Видимо, многим очень хочется, чтобы так и было.

Если Клеман подкрепляет свою позицию историческими сведениями, то Кристева пытается "вскрыть психическую динамику субъекта Троицы и ее значение для объектов желания и мысли". Для "вскрытия связи" привлекается психоанализ.

Неприятие православием учения католиков об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына трактуется Кристевой как умаление личности "Сына и верующего", ведь "равенство Отца и Сына в католической традиции служит прообразом свободы и независимости личности и открывает путь западному индивидуализму и персонализму". Воистину, блестящий силлогизм, к сожалению, не имеющий ничего общего с реальностью. Автор, являясь психоаналитиком по специальности, видимо, недостаточно знакома с литературой по догматическому богословию.

Изведение, или "исхождение", Святого Духа есть свойство не Божественной природы Троицы, а отличительное свойство Ипостаси (Лица) Бога-Отца. В противном случае Святой Дух, если Он единосущен и Отцу, и Сыну, исходил бы также и от Самого Себя, что приводит к исчезновению ипостасных (личностных) свойств Отца и Духа. Утверждение Отца и Сына единым началом личного бытия Святого Духа нарушает единоначалие Отца и смешивает ипостаси Отца и Сына. Поэтому Восточная Церковь и не могла принять католического учения о "filioque", так как господствующая в католицизме мистика безличной Божественной сущности противоречит православному учению: принципом единства Божественной Троицы является Личность, Ипостась отца. Следовательно, именно латиняне принижают значение личности.

Однако православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в сущности и Их проявление в энергии. В первом случае Отец предвечно рождает Сына и изводит Святого Духа, а во втором - всякое волевое действие Святой Троицы простирается от Отца через Сына и завершается Духом Святым. Упорство же Запада в учении о "filioque" происходит из того, как пишет св. Григорий Палама (Св. Григорий Палама. Триады, III, 2. С.12), что католики считали энергию Троицы тварной и, таким образом, отождествляли Бога с Его Сущностью. Согласно же православному учению, Божественные энергии, в которых Бог являет Себя миру, имеют нетварный характер. Божественная сущность непознаваема, но Бог познается в Его нетварных энергиях. Сущность есть причина энергии. Сущность не допускает причастности себе, энергия допускает. Энергия исходит от Сущности, но в своем исхождении от Сущности не отделяется. Таким образом, энергия есть особый образ бытия Бога вне собственной Сущности. Причастность Богу есть причастность Его энергиям, а никак не Сущности, которая непознаваема. Возможность же для людей "стать причастниками Божественного естества" (2 Пет. 1,4) путем приобщения к нетварным Божественным энергиям есть возможность подлинного обожения, то есть реального соединения человека с Богом. Это подтверждается и Священным Писанием, и всем духовным опытом аскетической традиции Восточной Церкви.

"Человек может при жизни подняться до Бога", - провозглашает православие. Где же здесь умаление личности Сына и верующего? Не судите, господа, о том, что не дано понять, именно западное богословие провозгласило, что греховность есть естественное состояние человека, и отказало человеку в возможности обожения: "Все хорошее от Бога, все плохое от человека". Таким образом, Кристева совершенно ложно толкует проблемы догматического богословия, выдавая желаемое за действительное. Далее у нее следует вывод, просто поражающий воображение неискушенного читателя, для которого, впрочем, и написана статья. "Сдерживая становление индивидуальности, православие способствует проявлению глубинных психических проявлений: мазохизма и эдипова комплекса". Дальше, как говорится, некуда, приехали. Ученик основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг, отрицавший впоследствии теорию своего учителя, еще перед Второй мировой войной в своей работе "Психологические аспекты архетипа матери" писал, что рациональность западной философии, подвергшей массовое сознание "демифологизации", привело фактически к тому, что Кристева называет секуляризацией, "упразднившей дьявола". "В новые времена это положение вещей претерпело поистине дьявольскую перемену, и волк в овечьей шкуре нашептывает на ухо каждому, что зло на самом деле является не чем иным, как непониманием добра и эффективным инструментом прогресса. Человек пришел к мнению, что мир тьмы, таким образом, был уничтожен навсегда, и никто не понимает, какой это яд для человеческой души. Ведь тем самым человек сам превратился в дьявола... Человек Запада опустился духовно на столь низкий уровень, что он даже отрицает... Божественность как таковую, с тем чтобы после того, как он уже принял в себя зло, он сумел бы также овладеть добром". (Там же). Напомним, что писалось это накануне Второй мировой войны. Что же можно сказать сейчас о глубине морального падения Запада? Думаю, что каждый гражданин, на протяжении последних лет наблюдавший "разгул демократии по-западному" на экранах телевизоров и на улицах наших городов, может сказать немало "добрых слов" в адрес непрошеных миссионеров, пытающихся навязать нам способность восхищаться любым проявлением вседозволенности, будь то свобода гомосексуализма или бомбардировки, конечно, во имя истинной демократии сербских городов.

В целом авторы сходятся во мнении, что исторически неизбежен переход православия на позиции "западного типа культуры", западной морали, приоритетом которой якобы является личность. Скажите, господа, вам это не напоминает учение о неизбежности победы коммунизма во всем мире? При этом Кристева просто вменяет в обязанность "не только Церквей, но и интеллигенции" объединить христианские конфессии, и на "базе этого трудного, но необходимого объединения, по-видимому, следует приступить к моральной и личностной перестройке бывшего коммунистического, а теперь православного лагеря". Снова "перестройка", теперь уже не социально-политического строя страны, а нашего сознания, нашей веры. К чему привела предыдущая перестройка, мы видим, последующая же должна привести "к более смелому разрежению проблемы". Какой проблемы? Проблемы в том, что часть населения планеты не приемлет ценностей западной морали и не хочет приобщаться к "цивилизованному сообществу". Ну что ж, "моральная и личностная перестройка" поможет. Задача "переналадки мозгов" поистине глобальна, но цель оправдывает средства - осуществление подобной задачи приведет к "подлинной секуляризации", ведь "без создания свободной личности (свободной от Бога. - М.К.) невозможно построить демократическое общество и экономику". Вспомним Бжезинского, сказавшего, что после уничтожения коммунизма врагом Запада номер один стало православие. Вот он, истинный враг Запада, а повод уничтожить его найдется. Сегодня это Косово, завтра - Чечня, послезавтра - Карабах. Затем тормозом прогресса будет объявлен ислам, потом буддизм и далее со всеми остановками. Главное - привести мир к общему знаменателю.

Господа, но вам придется делать это силой. Ведь вы не можете не понимать, что миллионы и миллионы людей в мире не хотят приобщиться к вашей "цивилизации пустоты и секса", как называет американское общество Клеман, напрасно считая, что европейское общество не такое (в деталях, может быть, но не по существу). Не хотят верить, как вы ни стараетесь объяснить им, что это неизбежно. А как же ваши драгоценные жизни, которые придется тратить на укрощение строптивых? Или, вдохновленные виртуальной войной на Балканах, вы собираетесь воевать, уничтожая других и ничем не рискуя? Конечно, вы уповаете на интеллигенцию, на СМИ, ставя задачу массового зомбирования населения. Ну что ж, вы бросаете нам вызов, мы его принимаем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1353
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
857
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
610
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
848

Другие новости