Москва и Таллин наконец смогли найти компромиссный вариант решения вопроса об имуществе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП), которое до сих пор формально принадлежало Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), находящейся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата.
Напомним, что до апреля этого года официальную регистрацию в республике имела только ЭАПЦ. Юридически она являлась собственником всей церковной собственности. До Второй мировой войны в Эстонии существовала единая Эстонская Апостольско-Православная Церковь, в 1923 году получившая автономию от Константинопольского Патриархата. После войны ее руководство эмигрировало в Швецию. Обосновавшаяся в Стокгольме Церковь оставалась под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, а приходы в Эстонии были присоединены к Московскому Патриархату. В 1993 году Патриарх Алексий II восстановил автономный статус Эстонской Православной Церкви.
Однако часть ее приходов откололась от Московского Патриархата и перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Они и получили официальную регистрацию под названием Эстонской Апостольской Православной Церкви, в то время как ЭПЦ МП эстонские власти регистрировать отказывались. Дело в том, что ЭАПЦ является официальной правопреемницей довоенной церковной структуры. ЭПЦ МП, со своей стороны, также претендовала на этот статус. Однако Константинопольский Патриархат был категорически против, считая, что только ЭАПЦ вправе претендовать на преемственность в отношении довоенной церковной структуры. Долгое время официальный Таллин придерживался точки зрения ЭАПЦ и на этом основании отказывался регистрировать ЭПЦ МП несмотря на то, что вопрос о положении православных, находящихся под юрисдикцией Московского Патриархата, много раз поднимался в ходе российско-эстонских переговоров на высоком уровне.
После того как в апреле этого года ЭПЦ МП все-таки получила регистрацию, имущественный вопрос вышел на первый план. МВД Эстонии предложило свой вариант его урегулирования. Он предполагал передачу в аренду ЭПЦ МП той собственности, которая используется ею, хотя формально она принадлежала Эстонской Апостольской Православной Церкви.
Поначалу Москва отвергла такой вариант. Московский Патриархат настаивал на том, чтобы обе Православные Церкви Эстонии получили равные имущественные права. Однако после встречи Патриарха Алексия II с министром внутренних дел Эстонии Айном Сеппиком, которая состоялась в середине сентября, Московский Патриархат смягчил свою позицию и согласился на предложенный вариант. 4 октября Айн Сеппик и митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий подписали документ, в соответствии с которым эстонские власти передадут ЭПЦ МП 18 церковных зданий сроком на 50 лет за чисто символическую арендную плату - 1 крона (6 центов) в месяц. ЭАПЦ со своей стороны отказывается от претензий на это имущество в пользу государства.
Достигнутые договоренности, конечно, не идеальны для Московского Патриархата, но ему все же удалось добиться главного: приходы ЭПЦ МП наконец получат юридически оформленные права на используемые ими церковные здания.
В ходе недавней встречи с делегацией Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви Алексий II заявил, что надеется посетить Эстонию в ноябре этого года. Ранее предстоятель РПЦ не раз давал понять, что не поедет в Таллин до тех пор, пока не будет урегулирован юридический статус ЭПЦ МП. Теперь для визита Патриарха в Эстонию препятствий нет.
В то же время Московский Патриархат дает понять, что лучшим решением имущественной проблемы стала бы реализация так называемого Цюрихского соглашения, заключенного Москвой и Константинополем в 1996 году. Согласно этому документу все православные Эстонии должны получить одинаковые права, в том числе имущественные.