Протестантизм, объединяющий в себе десятки церквей и сотни тысяч верующих, является одним из самых динамично развивающихся в России направлений христианства. Но нехристианские религиозные организации ("Свидетели Иеговы", мормоны, муниты и саентологи), использующие имя Христа, составляют им серьезную конкуренцию.
Различные российские социологические службы примерно одинаково оценивают долю протестантов в населении РФ. Например, по данным опроса РОМИР, в сентябре 1999 г. лишь 0,2% россиян назвали себя протестантами и еще 0,3% отнесли себя числу "других христиан" (кроме католиков, православных и протестантов; большая часть из них неопротестанты, а другая часть, возможно, армяно-григориане). По данным опроса ФОМ от 17-18 июня 2000 г., протестантами являются также 0,2% населения РФ, к "другим религиям" принадлежит 1% (из них примерно половина принадлежит к христианским сектантам, а другая половина - к нехристианским религиям и сектам).
По данным всех других социологических служб (АРПИ, ВЦИОМ и др.), протестанты даже вместе с неопротестантами составляют также около 0,5% населения РФ.
Опросы Фонда "Общественное мнение" от 8-9 апреля и 17-18 июня 2000 г. дают возможность представить социальный портрет российских протестантов. Среди протестантов больше всего жителей Санкт-Петербурга, мегаполисов и областных центров, молодежи (среди россиян 18-35 лет протестантов в 2-3 раза больше, чем среди населения России в среднем, но протестантов практически нет среди тех, кто старше 50 лет), сторонников Владимира Путина и кандидатов-аутсайдеров (но среди протестантов практически нет сторонников Геннадия Зюганова), россиян со средним общим и средним специальным образованием. Они имеют среднероссийские доходы, но в то же время намного оптимистичнее смотрят в будущее (надеются на повышение своего материального уровня в ближайшие год-два), чем большинство россиян. Что касается Москвы, то в ней традиционных протестантов немного меньше, чем в РФ в среднем, зато имеется высокий процент сектантов.
По псевдохристианским неопротестантам нет отдельной статистики, но зато мы можем нарисовать достаточно точный социальный портрет "Свидетелей Иеговы" - самой многочисленной неопротестантской организации. По данным социологического исследования общины "Свидетелей Иеговы" Москвы в 2000 г. (опрошено 997 человек), 54,6% "Свидетелей" - в возрасте 40 лет и старше (то есть члены этой организации самые старые среди протестантских и неопротестантских деноминаций), 83% - женщины (среди традиционных протестантов мужчин и женщин примерно поровну), высшее образование имеют 25,3% (на 8,1% ниже, чем в Москве по данным на 1994 г.), среднее специальное 42,3% (вдвое больше, чем среди москвичей), среднее общее 18,2% (в Москве - 25,8%), неполное среднее 13,1% (18,1%). Таким образом, как и у протестантов, наибольший процент среди "Свидетелей Иеговы" составляют россияне и москвичи со средним специальным образованием.
По национальной принадлежности почти во всех деноминациях протестантов и неопротестантов преобладают русские. Только в общинах лютеран, реформатов, пресвитериан и мунитов большинство относятся к другим национальностям. По данным опроса Института социологии РАН по "Всемирной программе изучения ценностей" в 1999 г., протестантами и неопротестантами оказались 10 человек из 1648 назвавших себя русскими (всего было опрошено 2000 россиян), то есть 0,6% - это не меньше, чем среди россиян в целом. Среди большинства нерусских народов РФ (тюркских, финно-угорских, монгольских и других) доля протестантов практически нулевая.
Неопротестантов (так называемых христианских "сектантов") сейчас в России больше, чем традиционных протестантов. Среди неопротестантов самой крупной деноминацией являются "Свидетели Иеговы": на конец 2000 г. их насчитывалось в РФ около 280 тыс. (1991 г. их было всего 30 тыс.) На втором месте пятидесятники: прихожанами общин, входящих в пятидесятнический Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), являлись на середину 90-х годов 130 тыс. россиян, в РФ живут также около 10 тыс. евангельских христиан в духе апостолов (в начале 1991 г. первых было 19 тыс., вторых - 1,7 тыс.), несколько тысяч принадлежат к общинам евангельских христиан пятидесятников-сионистов.
На апрель 1996 г. Московская и другие "церкви Христа" имели по РФ 12,3 тыс. учеников, в том числе в Москве - 2245. Быстрыми темпами увеличивается в РФ число мормонов: в 1995 г. их было 5 тыс., в 1998 г. - 8,5 тыс. В РФ имеется около 5 тыс. мунитов - приверженцев "церкви объединения". Самой неэффективной "сектой" оказались саентологи: несмотря на бешеную активность и огромные тиражи книг Рона Хаббарда, численность регулярно участвующих в собраниях "церкви саентологии" в РФ не превышает 1 тыс. человек (сами саентологи записывают в свои члены всех, кто хоть раз прошел в "центрах дианетики" "оксфордский тест", и даже просто случайно зашедших в эти "центры" и называют цифры в десятки раз большие).
Среди традиционных протестантов больше всего баптистов: по данным на 1999 г., в РФ к Союзу евангельских христиан-баптистов принадлежат 83,2 тыс. верующих (1400 общин), а к Евроазиатской федерации евангельских христиан-баптистов - 16,5 тыс. человек (231 община), то есть всего принадлежат к организациям, входящим в Всемирный баптистский альянс, 99,7 тыс. человек. В отличие от неопротестантов у баптистов не наблюдается никакого роста числа верующих: в 1998 г. их было в РФ 101,5 тыс. человек, то есть за год их стало на 1,8 тыс. меньше.
На втором месте среди традиционных протестантов находятся лютеране, численность которых в России составляет 85 тыс. человек. Из них 70 тыс. - прихожане Евангелическо-лютеранской Церкви (из них 70% немцы, по заявлению главы Евангелическо-лютеранской Церкви России Владимира Пудова в марте 2001 г.) и 15 тыс. - Церкви Ингрии (данные 2000 г., в основном это финны, эстонцы, латыши). Самая крупная община у российских лютеран в Омской области. В Калининградской области - единственном регионе РФ, где исторически лютеране составляли большинство населения, теперь (по данным к началу 2000 г.) живут лишь 3 тыс. лютеран, которые принадлежат к 36 общинам (в то же время численность немцев в области превышает 7 тыс.).
Значительное число приверженцев имеют в РФ адвентисты. Во второй половине 1990-х гг. Западно-российский союз адвентистов седьмого дня (АСД) объединял более 300 общин и 40 тыс. верующих, Восточно-Российская союзная миссия - 84 общины с 6,8 тыс. членов. То есть всего к общинам АСД принадлежат 47 тыс. россиян. Кроме того, общины адвентистов-реформистов насчитывают еще несколько тысяч верующих.
В сегодняшней РФ существуют и методисты, которых еще 10 лет назад практически не было. В 1991 г. в РФ было лишь 4 общины методистов, а к концу 2000 г. они имели уже 70 общин и 5 тыс. верующих. Такой бурный рост числа приверженцев методизма объясняется в значительной мере тем, что Объединенная методистская церковь с самого начала миссионерской деятельности в РФ настаивала на том, чтобы все общины возглавляли местные жители, а не иностранцы, как это было у многих других протестантских деноминаций.
В России сейчас имеется примерно 5 тыс. реформатов (часть венгров, приехавших из Закарпатья), по несколько тысяч корейских пресвитериан и приверженцев "Армии спасения".
Остальные протестантские и неопротестантские объединения практически отсутствуют в РФ, например, "Церковь Назарянина" насчитывает в России 5 общин с 123 верующими. Видимо, это иностранцы. Иностранцами в РФ являются и англикане (в единственном англиканском храме в Москве служба идет на английском языке). Секте "Семья" ("Дети Божьи") удалось привлечь лишь около 100 сторонников "сексуальной свободы" из числа россиян (по данным на 1994 г.).
Таким образом, в РФ живут примерно 460 тыс. неопротестантов (более 0,3% населения) и около 260 тыс. традиционных протестантов (менее 0,2%), а всего примерно 720 тыс. человек, то есть 0,5% населения - именно такие цифры дают и опросы практически всех социологических служб. Иногда в прессе, Интернете или даже энциклопедиях можно встретить явно завышенные цифры, например, что баптистов в России полмиллиона, пятидесятников - 300 тыс., а лютеран - 170 тыс., АСД - 90 тыс.; а по данным энциклопедии "Британика", протестанты составляют 0,9% населения РФ. Эти цифры не только не подтверждаются результатами социологических опросов (по данным которых, кроме всего вышеуказанного, самой многочисленной деноминацией оказываются "Свидетели Иеговы"), но и не соответствуют сумме цифр, которые называются в статистических отчетах протестантских Церквей.
Завышенные цифры по баптистам - результат организационной неразберихи среди их общин в 1990-х гг., когда каждая из новообразовавшихся структур приписывала к себе всех российских баптистов. Исследователи слепо суммировали число приверженцев старой организации и новообразовавшейся на ее базе. Кроме того, за количество баптистов в РФ выдавалось их число в СНГ - теперь все эти неточности устранены публикацией официальных данных Международного баптистского альянса. Завышенные данные по лютеранам получены путем суммирования численности народов, традиционно исповедующих лютеранство. Что касается пятидесятников, то по ним и в других странах мира даются противоречивые оценки, но, как показывают переписи населения зарубежных стран, более реалистичными практически везде оказываются минимальные оценки.