Вознесенский переулок в Москве сегодня трудно представить без здания англиканской церкви Святого Андрея. На железных церковных воротах традиционные британские символы: роза - эмблема Англии, трилистник - эмблема Ирландии и чертополох, символизирующий Шотландию. На восточной стороне крыши храма возвышается крест, так непохожий на традиционный православный.
Что уберегло этот памятник архитектуры от разрушения в эпоху воинствующего атеизма и как живет англиканская община в Москве сегодня - на эти и другие вопросы любезно согласилась ответить староста церкви госпожа Николет Керк.
- Госпожа Керк, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в Москве и чем занимаетесь в настоящее время?
- Я училась в Оксфорде, после чего мне пришлось немало времени провести в Воронеже. В те годы всех британских студентов, изучающих русский язык, отправляли на практику либо в Москву, либо в Воронеж. Большинство все же в Воронеж, так как тогда там был очень сильный подготовительный факультет. В Воронеже обучались русскому языку студенты разных стран мира, а после распределялись по всей России.
Я уже довольно давно живу в России, в настоящее время работаю администратором англо-американской школы. Кроме того, я староста англиканской церкви в Москве.
- Расскажите, когда и кем была построена ваша церковь?
- Она возведена в 1882-1884 годах на том месте, где ранее стояла деревянная английская часовня, построенная в 1825 году, впоследствии сгоревшая. Архитектор церкви Нил Фриман из города Болтон с севера Англии. Храм исполнен в классическом викторианском стиле, весьма характерном для британских церквей XIX века. Позже была добавлена пристройка для начальной школы, а также дом священника.
- Кто принимал участие в строительстве храма?
- Весь храмовый комплекс построен в основном на средства британской деловой общины в Москве. Общине помогала Британская торговая компания, основанная еще в 1553 году.
- Сколько человек было в то время в британской общине Москвы?
- Сказать трудно, вероятно, несколько сотен. Многие из них занимались торговлей и посещали Москву наездами. В конце XIX века в России находилось много шотландцев. Именно поэтому наша церковь носит имя Святого Андрея (Эндрю) - национального святого Шотландии.
- Когда храм закрыли?
- В 1920 году большевики экспроприировали церковь. С тех пор ее использовали в разных целях: сначала в ней организовали склад, затем - общежитие. А с 1960 года в ней расположилась студия грамзаписи "Мелодия". Специалисты студии оценили замечательную акустику здания, что и спасло его от дальнейшего разрушения.
- С какого года возобновились богослужения?
- С 14 июля 1991 года. Тогда они совершались раз в месяц и проводились англиканским священником (капелланом), приезжавшим из Хельсинки. В 1993 году в Москву был назначен постоянный капеллан, и с тех пор богослужения регулярно проходят по воскресениям с 10 часов утра и по средам с 7 часов вечера.
- Как нам известно, окончательно храм вернули англиканам только осенью 1994 года во время визита в Москву британской королевы, так ли это?
- Не совсем. Во время визита Елизаветы II (9 октября 1994 года) начался процесс передачи храмового комплекса нашей общине. Черномырдиным было подписано соответствующее распоряжение, в котором содержалось одно условие: фирме "Мелодия" необходимо предоставить помещение, куда она могла бы переехать. Это помещение российское правительство выделило почти сразу - прекрасное здание на Тверском бульваре, памятник архитектуры, но в плачевном состоянии. А у "Мелодии" не было денег на реставрацию. Так мы "жили" еще долгое время вместе: мы - по воскресениям, а "Мелодия" - все будние дни.
В 1999 году правительство Москвы нашло наконец деньги на реставрацию, но, к нашему великому сожалению, фирма "Мелодия" полностью так и не переехала. Летом 2000 года студия грамзаписи освободила саму церковь, но пристройку к ней, сооруженную в конце 60-х годов, "Мелодия" считает своим помещением. Мы же полагаем: раз нам передан комплекс церковных зданий (а комплекс - это неотъемлемая целостность), то считать, что часть этого целого принадлежит кому-то еще, на наш взгляд, нелогично. Кроме того, Общество по охране памятников города Москвы настаивает на том, чтобы эта пристройка была снесена, поскольку она портит фасад здания. К этому стоит добавить, что при ее возведении использовался другой кирпич и был нарушен целый ряд правил при строительстве, а это уже является непосредственной угрозой для фундамента.
- Общине после 1991 года пришлось своими силами реставрировать здания комплекса?
- В 1996 году нашей общине российским правительством возвращен дом священника, и мы получили все необходимые документы, подтверждающие наше право собственности. В 1997 году "Мелодия" окончательно освободила его, там была проведена частичная реставрация, в том числе старых каминов и печей. Мы нанимали московских реставраторов, и все необходимые работы проводились под присмотром Московского общества охраны памятников. На данный момент реконструкция дома священника завершена.
- Ваш храмовый комплекс состоит из трех зданий. Нам известно, что сбор средств на реставрацию двух остальных продолжается.
- Да, безусловно, но мы находимся в сложном положении, поскольку юридические права община имеет только на дом пастыря, а на саму церковь - нет. Проблема в том, что мы не можем взять на себя всю ответственность за церковное здание, в том числе перед спонсорами, пока есть еще вторые хозяева, которые тоже на что-то претендуют.
- В доме священника сейчас кто-то живет?
- Да, на первом этаже - настоятель Саймон Стивенс. А на остальных мы сделали гостиничные номера для наших гостей и прихожан.
- Сколько всего англиканских приходов в России?
- Три прихода: в Петербурге, во Владивостоке и Москве. Наш настоятель одновременно является благочинным, в Петербурге и Владивостоке службы проводят по его разрешению. Во Владивостоке сейчас нет священника, и миряне там сами совершают утреню и вечерню.
- Что представляет собой сегодня англиканская община в Москве?
- Прихожане - самая сильная сторона нашей церкви. У нас интернациональный состав. Среди прихожан есть австралийцы, американцы, англичане, новозеландцы, много выходцев из стран Африки (например, студенты из Южного Судана) и Азии.
- Сколько человек присутствуют на богослужениях?
- На главную воскресную службу обычно собираются от 100 до 120 человек, но это не всегда один и тот же состав, так как наши прихожане - в основном представители дипломатического корпуса и деловых кругов. Общее количество, думаю, где-то около 500 человек.
- А есть ли среди ваших прихожан россияне?
- Да, есть, хотя и немного, ведь служба идет на английском языке. Кто-то заинтересовался англиканством, находясь долгое время за рубежом; кто-то по тем или иным причинам не нашел своей ниши в православии.
- Существует ли специальный обряд, допускающий православных, пришедших в лоно Англиканской Церкви, к причастию?
- Англиканская и Православная Церкви признают друг друга. Мы допускаем православных к причастию, а если англикане приходят в православную церковь, то после исповеди они тоже могут быть допущены к причастию. Православные могут пройти конфирмацию, то есть подтвердить свою веру публично, но это только по желанию.
- А много ли у вас крещений?
- Крещения есть, но больше конфирмаций. Мы крестим младенцев. В 13-14-летнем возрасте подростки переподтверждают обещания, данные за них взрослыми, после чего их допускают к причастию.
- Как англикане относятся к иконам?
- В нашей церкви висят иконы, хотя обычно в англиканских храмах их не встретишь. Традиционно англикане создавали витражи. Были они и здесь. Мы надеемся, что в скором времени нам удастся их восстановить.
В нашем приходе мы стараемся сочетать местные и англиканские церковные традиции, поскольку под одной крышей у нас собираются разные люди, которые понимают, что, несмотря на различие во взглядах, Бог - один.