"Со времен апостольских обозначаются два вида покаяния: тайное - перед священником, и открытое. Публичное - перед всем обществом церковным". (Деян. 19:18, Иак. 5:16)
"Христианство". Энциклопедический словарь. Т.2. М.,1995.
"Покаяние как "добродетель" означает верную (правильную, настоящую, надлежащую) моральную и религиозную позицию человека по отношению к греху (собственному и греху вообще), дарованную ему по милости Иисусом Христом. Ее центральным актом является выражение сожаления (metanoia). Ее сущность составляют: ориентированная (настроенная) на страх Божий и на принятие правды о своем собственном существовании смелость┘"
"Малый теологический словарь". Карл Ранер, Хеберт Форгримлер, 1976.
ИОАНН ПАВЕЛ II не является первым римским первосвященником, выступившим с публичным покаянием. Его предшественниками были Папы Адриан VI (1522-1523) и Павел VI (1963-1978).
Адриан VI (Адриан Флоренс), голландец по национальности, был последним перед Иоанном Павлом II Папой - не итальянцем. Избранный на начальном этапе Реформации, он пытался добиться ограничения влияния идей Лютера. Другой проблемой была турецкая опасность. Папа надеялся получить поддержку немецких князей в борьбе венгров с турками.
С этой целью Адриан VI посылает на имперский рейхстаг 1523 г. в Нюрнберге своего легата, который должен был получить согласие на введение в жизнь постановлений Вормского рейхстага (1521) с осуждением Лютера и обещание выступить против турок. Взамен Папа пошел на неслыханный шаг. Глава Католической Церкви брал на себя ответственность за допущенные Церковью ошибки и перед Богом и людьми исповедовал покаяние грехов и обещал исправление ошибок.
"Ты должен сказать, - говорилось в Инструкции легату, - что мы открыто признаем, что по причине людских грехов, а особенно грехов священников и прелатов, Бог допустил преследования своей Церкви. Ибо рука Господа, без сомнения, не бессильна, чтобы не смог Он нас спасти, но разделяют нас от Него грехи, и поэтому Он нас не слышит. Священное Писание ясно свидетельствует, что грехи людей своим источником имеют грехи священников┘ Мы знаем, что и в самой Апостольской столице уже много лет происходят ужасные вещи: злоупотребления в духовных делах, нарушение заповедей, так что все идет к худшему. Поэтому нет ничего удивительного в том, что болезнь с головы распространяется на члены, от Папы на прелатов. Мы все, прелаты и священники, свернули с истинного пути, и уже длительное время не было никого, кто бы творил добро, ни одного. Поэтому должны мы все чтить Бога и покориться Ему. Каждый из нас должен подумать о том, почему пал, и должен поскорее сам себя осудить, чем быть осужденным Богом в день Его гнева. Поэтому ты должен от нашего имени обещать, что мы все стремимся положить много сил, чтобы, во-первых, был улучшен римский двор, который, возможно, послужил источником зла. Следовательно, раз болезнь вышла отсюда, отсюда должно идти и выздоровление.
Привести к этому оздоровлению Мы тем более обязаны, ибо весь свет ожидает такой реформы. Мы не стремились к папскому достоинству и охотно бы закрылись в тиши уединенной жизни. Охотно бы отказались принять тиару, и только страх перед Богом, законность выбора и опасность раскола Церкви склонили Нас на принятие высшего папского служения. Мы желаем его осуществлять не из жажды власти и не для обогащения наших родственников, но только ради того, чтобы Святой Церкви, Избраннице Божией, возвратить ее первозданную красоту, поспешить с помощью преследуемым, возвысить ученых и добродетельных мужей, вообще творить все, что пристойно делать доброму пастырю и подлинному наследнику св. Петра┘ Однако никого не должно удивлять, что мы не избавимся единым разом от всех злоупотреблений, ибо болезнь глубоко укоренена и носит сложный характер. Необходимо продвигаться шаг за шагом и прежде всего препятствовать тяжелым, наиболее опасным проявлениям зла при помощи надлежащим образом использованных лекарств, чтобы слишком поспешной реформой всего одновременно не принести еще большего вреда".
Второе покаяние было произнесено на Втором Ватиканском Соборе в речи при открытии второй сессии Собора (29 сентября 1963 г.), новоизбранный Папа Павел VI подтвердил совместную с другими Церквами ответственность Католической Церкви за церковные расколы. Обращаясь к присутствовавшим на Соборе представителям христианских Церквей, Папа сказал: "Наш голос дрожит, наше сердце сильнее стучит, ибо их присутствие здесь является для нас невыразимой радостью и источником огромной надежды, так как разделение доставляет нам глубокую боль. Если следует нам приписать вину за этот раскол, то покорно молим Бога об отпущении вины и просим также этих братьев о прощении, если они чувствуют себя обиженными нами. Что же касается нас, то мы готовы простить принесенное Церкви зло и забыть об огромной боли, причиненной длительным расколом и разделением. Чтобы Отец на небесах с милостью принял эту нашу декларацию и возвратил подлинный братский мир между всеми нами┘".
Между этим выступлением Павла VI и выступлением Иоанна Павла II было еще одно, в котором участвовал тогдашний краковский архиепископ Кароль Войтыла. Во время работы второй сессии Второго Ватиканского собора польские епископы во главе с кардиналом Стефаном Вышиньским разослали 55 католическим епископатам послания по случаю 1000-летия Крещения Польши. Среди них находилось Послание немецкому епископату, содержащее беспрецедентные в исторической практике взаимоотношений между народами слова "Прощаем и просим о прощении". За этими словами стояли 1000 лет непростых взаимоотношений, включающих нацистскую оккупацию и гибель 6 млн. поляков в годы Второй мировой войны, с одной стороны, и выселение из Польши (с территории западных и северных земель) нескольких миллионов немцев - с другой. Это послание польского епископата вызвало резкое ухудшение отношений между Церковью и государством в Польше. Польские власти обвинили кардинала Вышиньского в деятельности, направленной против национальных интересов ПНР. Разочаровал польских епископов и ответ их немецких братьев - католических епископов ФРГ. Они еще не были готовы к покаянию.
Покаяния, с которыми на протяжении истории выступали папы и епископаты, не стали, да и не могли стать, важными общественными событиями. Покаяние - христианская "добродетель и даже совершенное публично остается актом духовным, и, как написал крупнейший католический теолог XX века Карл Ранер, "ее сущность составляет ориентированная на страх Божий и на принятие правды о своем собственном существовании смелость┘" О том, что не так просто принести покаяние, свидетельствует история покаяний (или до сих пор не принесенных покаяний). Со времени раскола Единой Святой и Апостольской Церкви на Православную и Католическую, казни Яна Гуса, осуждения Лютера и Галилея до современного признания вины и публичного покаяния прошло много лет. И от этого исповедания вины не стало легче. Во всех случаях оно потребовало смелости.
Публично покаявшиеся Папы и епископы нашли такую смелость заявить о грехах Церкви. Разлагающий ее изнутри враг был назван по имени. Церковь учит, что за подлинным покаянием следует основанное на исправлении духовное выздоровление. Оно не наступает автоматически. Но за подлинным покаянием неизменно следуют плоды. Не мне судить о духовных плодах этих покаяний. Но как историк и политолог я хотел бы обратить внимание на общественные последствия некоторых из покаяний.
Публичное покаяние Адриана VI не произвело впечатления на немецких князей. Но это не означает, что оно не принесло публичных плодов. Сегодня историки Католической Церкви видят в покаянии Адриана начало Контрреформации. Вслед за признанием грехов началось медленное оздоровление Церкви. Выступление Павла VI и последовавшая за ним торжественная отмена Собором (7 декабря 1965 г.) отлучения от Церкви Византии (1054 г.) создали условия для последующего восстановления контактов с Православными Церквами. Павел VI трижды встречался с Патриархом Константинопольским Афинагором I (в Иерусалиме, Константинополе и в Риме). Последний такой прямой контакт Папы с православным Патриархом состоялся в 1438 г.
Осмелюсь высказать предположение, что публичным последствием покаяния епископата Польши стало избрание (16 октября 1978) по инициативе немецких кардиналов польского кардинала Римским Папой.
И еще из нашей истории. Признание сталинских преступлений Хрущевым на XX съезде было актом его личного мужества. Плодом его "покаяния" стал распад коммунистической системы.