Иоанна Павла II встречали в Тель-Авиве президент Израиля Эзер Вейцман и премьер-министр Эхуд Барак. Фото АП |
Следует отметить, что в ходе нынешнего паломничества Иоанн Павел II выступил одновременно в роли влиятельного политика-харизматика, авторитетного духовного лидера и глубокого религиозного мистика. (К слову, отнюдь не всегда три эти измерения совпадают во время частных пастырских вояжей Папы Римского.) Подтверждая свою репутацию великого коммуникатора, он сумел и на сей раз выразить свой месседж посредством ряда блестящих символических жестов. Недаром злые языки в Римской курии утверждают, что пастве Иоанна Павла II "нравится музыка, а вовсе не текст песен". Что до "музыки", то три наиболее выразительные "мелодии", исполненных Папой, - это, безусловно, целование палестинской земли в Вифлееме, посещение мемориального комплекса Яд-Вашем и молитва у Стены плача в Иерусалиме.
Насколько трудно разделить чистую политику и религиозную проблематику в этих папских жестах, можно проследить, скажем, на примере визита в Вифлеем. Как известно, Папа целует землю всякий раз, когда ступает на землю суверенного государства. То, что он проделал это и с палестинской землей, поднесенной ему в золотой чаше, могло быть расценено исключительно как символическое признание независимого Палестинского государства. Собственно говоря, этот жест лишь подкреплял соглашения, заключенные во время февральского визита Ясира Арафата в Ватикан, когда Святой престол признал неприемлемой оккупацию Восточного Иерусалима. Выступая в Вифлееме, Понтифик подчеркнул, что "палестинцы имеют право на родину и право жить в мире и спокойствии с другими народами этого региона". Тем не менее, когда журналисты спросили о смысле папского жеста у официального представителя Ватикана Хоакина Наварро Вальса, он ничтоже сумняшеся парировал: "Было бы странно, если бы Папа не поцеловал землю, на которой родился Иисус!"
Вообще же, можно уверенно утверждать, что политики имели все основания быть более довольными результатами папского паломничества, нежели религиозные лидеры. (Это и понятно: последним приходится держать ответ непосредственно перед Богом, а не перед электоратом.) Сказанное относится не только к Арафату, но и к Эхуду Бараку, который во время церемонии в Яд-Вашеме обратился к Папе с проникновенными словами: "Вы сделали больше, чем кто бы то ни было, чтобы осуществить историческое изменение в отношении Церкви к евреям". Израильский премьер решил не замечать ни папского поцелуя в Вифлееме, ни жестких деклараций Святого престола о статусе Иерусалима, сосредоточив внимание соотечественников опять же не столько на словах Понтифика, сколько на знаменитом взыскующем взгляде ватиканского старца, его окаменевшем от страданий и боли лице и слезах друзей его юности, переживших Холокост. Похоже, для политического руководства Израиля этого было вполне достаточно, но религиозные лидеры иудаизма реагировали совершенно иначе. Так, главный раввин Израэль Лау, категорически отказавшийся принять Папу в синагоге, откровенно выразил свою неудовлетворенность выступлением Понтифика в Яд-Вашеме. Он прямо заявил, что ожидал услышать "слова, которые относились бы не только к христианам, совершившим грехи против евреев, но и ко всей Католической Церкви как таковой, поскольку она зачастую разжигала ненависть в отношении евреев". Одновременно он выразил надежду на то, что личности, которые "молчали в то время, когда лилась еврейская кровь" (сиречь Папа Пий XII), не будут беатифицированы.
Очевидно, что раввины, которых поддерживали отнюдь не только ортодоксальные иудеи, ожидали от Папы нового, еще более глубокого покаяния, причем не перед Богом, а перед самим народом Израилевым. Этого не произошло и не могло произойти, хотя Папа нашел поистине гениальный ход с молитвой у Стены плача, который, впрочем, как и все жесты такого рода, имеет право на десятки разноречивых интерпретаций. Формально же Папа ни на йоту не отступил от своих прежних позиций, в том числе и по Иерусалиму, и недвусмысленно дал понять, что его "mea culpa" уже состоялась ранее - 12 марта в ватиканском соборе Св. Петра. Кстати, это объясняет, почему даже куриальные иерархи, которые с настороженностью относятся к папскому курсу на открытость в отношениях с иудаизмом, остались вполне довольны результатами его визита в Израиль.
Наибольшей же неудачей папского паломничества в Святую землю стала, конечно, межрелигиозная встреча в Иерусалиме, которая была призвана хоть в какой-то степени компенсировать невозможность проведения юбилейных торжеств на горе Синай. Здесь реальная политика в который уже раз вмешалась в диалог между духовными лидерами. Началось все с того, что раввин Лау выразил благодарность Папе за "признание Государства Израиль с его вечной и неделимой столицей Иерусалимом". В ответ представитель великого муфтия Святого града Экримы Саида Сабри поприветствовал Понтифика как "гостя палестинской земли и столицы Палестинского государства", а затем покинул высокое собрание. В итоге Папе и раввину Лау пришлось сажать "дерево мира" - оливу - без мусульманских представителей. Впрочем, присутствие самого имама Сабри на этой церемонии было исключено с самого начала. Недаром накануне папского визита он открыто недоумевал, "почему христианский мир так солидарен с евреями, которые в отличие от мусульман не признают Христа пророком, а его мать Марию святой".
Столь жесткое противостояние между приверженцами иудаизма и ислама в самом сердце Святой земли не могло не омрачить юбилейного настроения Иоанна Павла II. Тем не менее было похоже, что престарелый Понтифик решил еще раз взвалить на свои плечи тяжелейший груз всех этих проблем, лишь бы осуществить свою хрустальную мечту. Кстати, понимание этого обстоятельства вызвало несколько неожиданную реакцию за океаном. Согласно "Уолл стрит джорнел", после папского паломничества в среде американских католиков разгорелась оживленная дискуссия о возможном уходе Иоанна Павла II с апостольского престола. Влиятельное издание цитирует сразу нескольких американских епископов, которые считают, что Папа полностью выполнил свою миссию и теперь в связи со слабым здоровьем должен добровольно уйти в отставку.
Ватикан