Спектакль «Король Лир» покорил зрителей.
Фото предоставлено Международной конфедерацией театральных союзов
«Невозможно предсказать, где и когда в очередной раз состоится пересечение культур. Эпиграфом к роману «И дольше века длится день» великого киргизского писателя Чингиза Айтматова стали строки гения армянского Возрождения Нарекаци», – сказал Акоп Казанчян со сцены бишкекского Русского театра драмы, когда овация, которой, казалось, не будет конца, наконец смолкла. А гремела она в честь создателей спектакля «Король Лир» – совместного российско-армянско-киргизского проекта, осуществленного по инициативе Международной Конфедерации театральных союзов при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государст- участников СНГ.
Идея поставить великую пьесу совместными усилиями возникла не в одночасье. Прецедент уже был. Чуть больше двух лет прошло с тех пор, как еще один проект, поддержанный МФГС, спектакль «Я – Чайка!» в постановке Казанчяна на сцене Московского театра А.Джигарханяна с большим успехом прошел в российской и армянской столицах. И вот теперь президент Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ и гендиректор Московского международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова Валерий Шадрин предложил Казанчяну осуществить постановку по Шекспиру специально к своему фестивалю, который в следующем году будет состоять исключительно из шекспировских спектаклей.
За финансовой поддержкой обратились в МФГС. Исполнительный директор фонда Армен Смбатян на инициативу откликнулся, оговорив одно условие – страны Средней Азии за последний период в театральном плане оказались вне фокуса внимания фонда, так что в проекте должна быть задействована одна из них. Так родился спектакль, роли в котором, за исключением одной, главной, исполняют артисты бишкекского Государственного национального русского театра драмы им. Ч.Айтматова. Хореографом спектакля стала Елена Богданович – известный и крайне востребованный постановщик танцев. Вместе с координатором проекта Екатериной Череминой они представляли российскую сторону. Армян поставили во главу угла – режиссера Акопа Казанчяна, сценографа и художника по костюмам Антона Кешишяна и исполнителя роли короля Лира, заслуженного деятеля искусств Вигена Степаняна.
Касательно театров, прописанных на территории бывшего Союза, актуально перефразировать Толстого: каждый счастливый театр счастлив по-своему, все несчастные театры несчастны одинаково. Это недостаток финансирования, редкая, если не редчайшая, возможность выездов за пределы своей страны, а значит – недостаток в профессиональном общении и информации, невозможность полноценно интегрироваться в международные театральные процессы.
Что до Русского театра в Бишкеке, он вообще бы приказал долго жить, если бы его под свое крыло вдруг не взял Борис Воробьев – первый официальный миллионер Киргизии. Благодаря ему театр живет, выпуская от восьми до двенадцати спектаклей в год. Но, как говорит его главный режиссер Валерий Крайнов, «мы уже устали вариться в собственном соку». В этом контексте международный проект оказался для Русского театра подарком судьбы.
Приезд коллег из Москвы и Еревана взорвал его мирную жизнь. И для очень профессиональной труппы выпустить спектакль за месяц – ситуация форс-мажорная, а уж труппе, привыкшей к вальяжной восточной медлительности, вообще пришлось пережить шок. Только два свободных дня за месяц с лишним, репетиции в режиме нон-стоп, режиссер, который четко знает, чего хочет, и дерет семь шкур, хореограф, требующий тренажей, достойных балетной премьеры, главный исполнитель, который приходит всегда абсолютно готовый…
Что двигало Казанчяном в постановке? Рок античных трагедий и зло шекспировских драм или агрессивная воля современных социально-психологических пьес? Его Лир – не фатальный герой, не прозревающий монстр и не сверхчеловек. Словно продолжая когда-то начатую в постановке «Гамлета» тему, режиссер делает спектакль о человеке в мышеловке. Лир и не думал отрекаться от власти – это вышло как-то само собой: в угаре карточной игры королю взбрела в голову фанаберия, а потом дверь мышеловки, словно им же на себя поставленной, захлопнулась бесповоротно. И воцарилась власть не Гонерильи, Реганы и Эдмунда, но безвластие, пьянящая стихия бунта, угар расхристанной, дикой толпы.
Король Лир – роль неожиданная для Вигена Степаняна и знающего его зрителя. Совершенно освобожденный от ложного пафоса актер тем не менее говорит так, словно стоит на краю обрыва. Он запрокидывает голову – кажется, он упадет. Он играет иссякающую энергию души, которая взметнулась последним усилием и вот-вот сорвется кубарем вниз. Тот миг, когда душа еще ликует, наполненная своей славой, и когда она уже скорбит, предчувствуя боль и позор своего падения. После слепых вспышек ярости ему не хочется жить, но в своей хриплой ярости и в своей молчаливой тоске он обезоруживающе человечен. И чем лучше, чем пронзительнее играет актер, тем меньше он похож на трагика архаического или модернистского стиля. Пуристски настроенным театральным и книжным людям этого не понять. Впрочем, в мышеловке, куда Лир попал, спектаклей не ставят и книг не пишут. Наоборот, их вышвыривают из окон, дверей, с крыши замка, силуэт которого вдруг обозначается на заднике. Декорация Антона Кешишяна, на первый взгляд кажущаяся предельно лаконичной, оказалась шкатулкой с секретами. Спускающиеся с трех штанкетов полотнища превращались в звериные шкуры, нищенское тряпье, дворец, на стенах которого плясали кровавые тени, создавали глубину и перспективу, поочередно заполняли сцену и обнажали ее, как погост. Хотя для молодых актеров Рины Римской, Кристины Бардаковой, Татьяны Горобченко, Марка Гликмана, Марата Амираева уроки армянских мэтров не прошли даром, и ансамбль в спектакле состоялся. Найдя каждый свою неповторимую краску, свою главную ноту, они не стали фоном для артиста-мэтра, но вступали в дуэты, трио и квартеты выразительно и в унисон.
Зрители плакали и смеялись по ходу действа. А когда зазвучал финальный аккорд, зал взорвала овация.
Потом на сцену поочередно выходили официальные лица – представитель МФГС в Кыргызской Республике Болжурова, директор Театра им. Айтматова и специально приехавший на премьеру президент Конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин. В будущем году «Королю Лиру» предстоит турне по странам СНГ. Гастрольный график пока утверждается.
Бишкек–Москва