Развитие единого образовательного поля в странах Содружества – насущная необходимость, продиктованная экономическим и политическим сотрудничеством стран СНГ. Поэтому два крупных образовательных слета, состоявшихся недавно в Ереване, вполне закономерны, равно как и их попадание в десятку самых освещаемых и обсуждаемых новостей не только в Армении, но и в странах Содружества.
18–19 сентября при поддержке МФГС и Национального фонда обучения Министерства образования и науки Армении под лозунгом «Современные процессы интеграции в сфере образования в странах – участницах СНГ: проблемы и перспективы развития» прошли 2-й съезд работников сферы образования и учителей государств – участников СНГ и 19-я конференция министров образования Содружества.
В работе съезда приняли участие около 500 делегатов из Армении, России, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Молдавии. Они обсудили такие вопросы, как образовательные системы стран СНГ в контексте современных вызовов и интеграционных процессов, актуализация системы подготовки кадров для сферы образования, возможные пути обеспечения непрерывности образования (дошкольное образование – школа – вуз – дополнительное образование), современные образовательные технологии и многое другое. Кроме того, в рамках съезда были организованы выставки, демонстрирующие педагогические достижения в странах Содружества, презентации авторских и альтернативных методов образования (например, электронных образовательных ресурсов), а также ярмарка учебной, методической и образовательной литературы от известных российских издательств («Дрофа», «Просвещение», «Русское слово» и др.), семинары и мастер-классы.
О значении этих двух форумов можно судить по отношению высшего руководства Армении: участников 19-й конференции министров образования государств – участников СНГ принял президент страны Серж Саргсян, подчеркнувший на встрече роль СНГ в деле стимулирования и развития сотрудничества между странами – членами этой организации в самых различных сферах. Глава Армении сделал акцент на важности сотрудничества в гуманитарной сфере, отметив, что государства – участники СНГ на протяжении десятилетий вместе создали большое наследие, которое нужно беречь, сохранять и приумножать. По его убеждению, с созданием МФГС работа между странами в этой сфере стала более скоординированной, а такие встречи имеют большое значение в деле ознакомления с успехами друг друга, обсуждения общих для всех проблем и совместного поиска их решений.
В свою очередь, премьер-министр Армении Тигран Саркисян на открытии 2-го cъезда учителей и работников образования государств – участников СНГ в Ереванском спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна отметил важность работ, направленных на развитие образовательной системы. «Сегодня основным процессом общества становится мыследеятельность. Это означает, что государство обязано создавать такие инфраструктуры, чтобы человек смог проявить себя на основе своего таланта и своих знаний», – сказал Тигран Саркисян, подчеркнув первостепенное значение университетов, в рамках которых создаются современные технологические центры – инфраструктуры, обеспечивающие человеку все возможности для творчества и научного труда.
На открытии съезда также выступил председатель исполнительного комитета СНГ – исполнительный секретарь Сергей Лебедев, подчеркнувший зависимость общего будущего государств СНГ от уровня образованности и культуры подрастающих поколений, укреплению которых в немалой степени способствуют мероприятия такого рода. «Нам нужно сохранить общую привязанность друг к другу и взаимное обогащение культур народов стран Содружества. В этих основополагающих вопросах съезд играет особую роль», – сказал Лебедев.
В ходе этих двух мероприятий был одобрен ряд совместных проектов. «На конференции министров было принято решение об основании сетевого колледжа СНГ, цель которого – улучшить качество профессионального образования в странах Содружества, обеспечить методическое содействие и единую и централизованную систему образовательных программ. В сетевой колледж СНГ войдут различные колледжи, действующие на пространстве СНГ. Был также обсужден вопрос о более тесном сотрудничестве между вузами. Как страна – секретариат Болонского процесса, мы предложили коллегам свое содействие в плане членства в этом процессе и вопросе образовательных реформ. Мы предложили создать Агентство рейтингования вузов стран СНГ, которое даст возможность иметь о них самую объективную информацию. С точки зрения оценки качества образования это очень важный вопрос, имеющий первостепенное значение как для студентов, так и для других заинтересованных лиц. Среди важных вопросов хочу отметить также вопросы предоставления двойных дипломов в странах СНГ и межвузового сотрудничества, в частности, в области художественного и культурного образования. Мы обсудили также возможность участия стран Содружества в программе «Евростудент» (2012–2015), которая ставит своей целью исследования проблемы студентов начиная от условий жизни, социальных вопросов вплоть до отношения к образованию и выбранной профессии. Армения впервые вовлекается в эту программу, которая даст возможность получить экспертную оценку независимого европейского агентства», – сообщил Ашотян.
Что касается итогов 2-го съезда учителей и работников образования государств – участников СНГ, то собственно мероприятие прошло весьма эффективно (работа шла по 11 направлениям) и явило собой прекрасный образец обмена наработками. В ходе съезда был принят ряд важных решений, которые нашли свое отражение в итоговой резолюции: была подчеркнута необходимость разработки общих оценочных критериев сферы образования, активизации интеграционных процессов в сферах науки и образования, формирования современных единых подходов. Как насущные задачи государств СНГ в резолюции были подчеркнуты меры, направленные на обеспечение мобильности и доступности образования, улучшение его качества, улучшения экономического состояния образовательных учреждений, повышения статуса роли педагогов, обеспечение доступности образования для детей из социально необеспеченных семей и детей с особыми нуждами, увеличение финансирования дошкольных учреждений и т.д. В итоговой резолюции был затронут вопрос дальнейшего развития системы подготовки и переподготовки учителей, высшего и среднего профессионального и специального образования, научно-исследовательского потенциала. Упор был сделан на расширение самостоятельности высших и средних специальных учреждений, в частности, в плане предоставления свобод (права выбора учебников, методов обучения). Участники съезда в резолюции одобрили проведение Фестиваля педагогического мастерства, на котором примут участие победители и лауреаты конкурсов педагогов из стран СНГ, Международного студенческого фестиваля СНГ и нестрановых (по СНГ) исследований качества образования. Делегаты также отметили в документе инициативу республик Армения и Казахстан в развитии нового содержания школьного образования – введение такой новой учебной дисциплины как «шахматы». А замминистра образования и науки России Игорь Реморенко выступил с инициативой об активном развитии межвузовских олимпиад для школьников как «еще одного канала поступления в вузы» и более объективного способа сотрудничества, оценки и поощрения талантливых школьников.