0
37154
Газета Содружество Интернет-версия

25.06.2012 00:00:00

Честность как искусство

Тэги: снг, содружество, искусство


снг, содружество, искусство Победителем фестиваля стал спектакль на злобу дня из Украины – "Офис" Екатерины Аверковой.
Фото предоставлено Международной организацией театральных союзов

Уже само название говорит о масштабности и беспрецедентности проекта, задуманного и осуществленного Международной конфедерацией театральных союзов и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Форум готовили почти три года и итоги работы решили подвести в столице Молдовы, на перекрестке восточной и западной культур.

В середине июня в Кишиневе головокружительно пахло липами, было предательски жарко, и отпускное настроение возникло уже при выходе из самолета. Но южная беспечность города, на весь мир к тому же славящего многокилометровыми винными погребами, оказалась прекрасным поводом для неформального общения, без которого молодежный фестиваль лишь условно можно считать молодежным... Вот в такой курортной атмосфере впервые со времен распада Советского Союза встретились молодые режиссеры, сценографы, драматурги и критики. То есть, по сути, поколение, которое хоть и родилось в СССР, но выросло уже в постсоветском пространстве.

За семь дней были показаны 11 спектаклей из России, Беларуси, Молдовы, Украины, Армении, Азербайджана, Грузии, Латвии и Литвы. Два спектакля по Шекспиру, одна сказка, семь инсценировок современных пьес и один спектакль, текст которого актеры вместе с режиссером сочиняли прямо во время репетиций.

Три спектакля по современной драматургии поставлены на так называемых открытых площадках или в небольших частных театрах, то есть в пространстве экспериментальном. Так, харьковский «Котелок» представил «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Владимира Снегурченко (он же исполнитель главной роли). Бесчеловечность помыслов и поведения героя украинского спектакля таинственным образом сопрягалась со стремлением актера если не оправдать, то объяснить причины его бесконечного одиночества, желанием соединиться (пусть самым страшным из возможных способов) с теми, кто ему дорог.

Однако наиболее совершенными по ритму, композиционно выстроенными и художественно целостными оказались спектакли, поставленные на сценах репертуарных театров, где молодым режиссерам все же удалось найти общий язык с труппой, а актерам – поверить в начинающего режиссера. «Бесстрашный барин» в постановке Марфы Горвиц-Назаровой – сказка о заигравшемся в свою смелость отпрыске. Спектакль создан в эстетике площадного театра, где один предмет обыгрывается много раз и означает разное, где импровизация лежит в основе актерской игры. Спектакль говорит с детьми на самом понятном для них языке – языке воображения, когда покрывало становится болотом, а иллюзия движения телеги в лесу создается приближающимися и удаляющимися от нее актерами с ветками деревьев в руках. В «Бесстрашном барине» театр вспоминает о своей способности творить чудеса из того, что попадется под руки.

Тем же воздухом волшебства дышит спектакль «Полет над городом» (режиссер Наринэ Григорян, Ереванский государственный театр кукол имени Туманяна). Мир незрячей девушки полон дивных метаморфоз, которыми легко поделиться со зрителями – все, о чем мечтается, можно на стене «рисовать» разноцветными веревками, преодолевая закон тяготения (секрет – в особой липкой ткани), а потом и самой подняться над сценой, лишь прильнув к матерчатому заднику.

«Экспонаты» Марата Гацалова, поставленные им по пьесе Вячеслава Дурненкова на сцене Прокопьевского драматического театра и уже получившие в прошлом году приз критики на фестивале «Золотая маска», решены в совершенно иной стилистике, приближены к эстетике вербатима. Подчеркнутая условность декораций – коллажа из фотографии типичных русских пейзажей, в том числе городских, намеренно контрастирует с предельной подробностью, подчас гиперреалистичностью актерской игры. И в истории провинциального города, из которого московские бизнесмены решили устроить музей под открытым небом, а жителей задействовать как живых экспонатов во время экскурсий, проступает дух шукшинской прозы с ее горечью и пронзительностью, даром внимания к человеку.

Жюри во главе с Адольфом Шапиро главную премию вручило спектаклю «Офис», поставленному Екатериной Аверковой на главной национальной сцене Украины – в Театре имени Я.Купалы. Жанр спектакля по пьесе норвежки Ингрид Лаузунд обозначен как бесхребетность в одном действии. Сквозное же действие спектакля – потребность каждого из героев вновь обрести «правильную осанку», вспомнить, что такое самоуважение, разрешить прислушиваться к самому себе. И если начало спектакля полно ироничных режиссерских ноток в адрес всякого рода тренингов и техник личностного роста, а в разгар событий офисные сотрудники и вовсе превращаются в неуправляемых эгоистичных животных, то код спектакля – монологи-исповеди героев, искренность которых возвращает героям человеческие черты. Режиссер, так виртуозно до этого жонглирующая жанрами и способами актерского существования (фарс, пантомима, острая сатира), для финала выбирает «театр переживания». Лица актеров преображаются, с них будто спадают маски, ведь их герои тоже перестают играть, изображать из себя тех, кем не являются, позволяют себе наконец быть собой.

Внутренний сюжет всех спектаклей форума – трудности поиска своего театрального языка и радость его обретения. В каждом из спектаклей самой важной и интересной была проверка (ощупью, с большой опаской или с обескураживающим бесстрашием) границ театра и искусства в целом. Так, для литовского коллектива с характерным названием No Theatre хрестоматийная фраза о том, что можно поставить даже телефонную книгу, стала поводом для начала разговора о природе театральности современного театра в целом. Это был спектакль о создании самого спектакля и некий парафраз чеховской «Чайки» с ее мучительными поисками путей в искусстве.

В жанре комической оперы актеры спорят о том, каким должен быть сегодня театр. Театр как синоним игры, а игра как синоним чего-то искусственного отвергнуты безжалостно, а формула «не играть», быть естественным не выдерживает испытание сценой – на подмостках нельзя не быть другим. Не спасает ни вербатим, ни метафорический, ни физический театр. Актеры один за другим покидают сцену, перед этим позвонив по случайному номеру из телефонной книги и спросив у ответившего, нужен ли ему театр…

Спектакль из Литвы сочинен про растерянность самого театра, про то, как актеры, осознавая невозможность существовать на сцене в традиционной манере игры, ищут, но никак не могут обрести подлинности существования. С формулировкой «за тревогу о современном театре» этому спектаклю был вручен приз молодых критиков.

Все дни фестивальной недели были заполнены мастер-классами и круглыми столами. В начале фойе Театрального союза Молдовы открылась выставка сценографов и состоялась презентация каталога «Сценографический коллаж». Художник Юрий Хариков провел двухдневный мастер-класс для молодых театральных художников. Он подробно рассказывал о формах работы в разных пространствах и с разными режиссерами, о выстраивании отношений с постановочными цехами, а еще о том, как важно помнить, что театр в отличие от окружающей нас действительности сохранил со времен античности опыт соприкосновения с духовным началом, а значит, способность общаться с природой и ее божественной сущностью.

Режиссерско-драматургические семинары вел профессор Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков. В рамках этих встреч состоялись читки пьес молодых драматургов из сборника, специально выпущенного к фестивалю.

Если же задуматься о том, что объединяет нынешнее поколение молодых театральных деятелей, то, кажется, это борьба с любым проявлением ненастоящего и наносного в самих себе, потребность вести откровенный диалог с собой, проверять каждый прожитый день на подлинность. Молодые режиссеры, сценографы, актеры не стремятся экспериментировать ради эксперимента и спорить «со старшими» ради самого спора. Им каждый раз оказывается важным найти в пьесе, в жизни вокруг, в себе что-то бередящее, «царапающее» и постараться сделать так, чтобы это ощутили и зрители. Показанные на фестивале спектакли были созданы людьми, прежде всего честными с самими собой.

Закрывался форум внеконкурсным спектаклем «Город.ок» движения SounDrama, но неофициальном финальным аккордом стал стихийно возникший на банкете хоровод. Театральная молодежь всех стран-участниц, держась за руки, танцевала под народные молдавские песни с такой радостью единения, что стало очевидно: за прочность театрального союза бывших советских республик в ближайшие десятилетия можно точно не беспокоиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1243
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
631
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
561
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
721

Другие новости