0
38849
Газета Содружество Интернет-версия

25.06.2012 00:00:00

Большой театр моей судьбы

Тэги: снг, содружество, культура


снг, содружество, культура Его величество Театр полноправно вошел в мою жизнь и не покидал никогда.
Фото из личного архива

…Судьба моя могла сложиться иначе: не услышали бы мое пение в детстве великий манасчы Саякбай и композитор Абдылас Малдыбаев – как многие мои сверстники, я бы окончила школу, вуз и стала учителем, инженером или врачом. Но с ранних детдомовских лет меня сопровождали песня, музыка, поэтическое слово, а затем в мою жизнь полноправно вошел его величество Театр и остался со мной навсегда…

Первая работа в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского – партия Татьяны в опере «Евгений Онегин». Мой земляк Акан Нуртазин выступил в партии Ленского, будущий народный артист СССР Юрий Мазурок – в партии Онегина. День и ночь я вчитывалась в пушкинские строки, чтобы понять непростой характер Татьяны Лариной. На этом образе оттачивали свое мастерство выдающиеся представительницы русской вокальной школы. Роман в стихах «Евгений Онегин» на всю жизнь стал моей настольной книгой...

В Москву я вернулась спустя несколько лет в качестве стажера Большого театра СССР. На вступительном экзамене я спела арию Маргариты на французском, каватину Леоноры на итальянском, монолог Чио-Чио-сан и арию Тотуи из кыргызской оперы «Токтогул». Всего три кандидата из двадцати трех выдержали конкурс, в том числе грузинка Майя Томадзе и Рахима Жубатурова из Казахстана.

Под руководством профессора Ирины Архиповой, народного артиста РСФСР дирижера М.Эрмлера и народного артиста СССР режиссера О.Моралева на стажировке была подготовлена партия Маргариты в «Фаусте» Ш.Гуно и одна из моих любимых партий – заглавная в опере «Чио-Чио-сан». Это были годы напряженной учебы, едва ли не самыми важными уроками стало посещение спектаклей в Большом.

Выступления на сцене Большого театра и в Белорусском театре оперы и балета стали генеральной репетицией перед международным вокальным конкурсом «Мадам Баттерфляй» в Японии. Не мне, конечно, судить, но японские критики писали, что певице из СССР удалось воплотить в этом образе свое понимание характера, который пытались разгадать выдающиеся сопрано всего мира, среди которых Мария Каллас и Мирелла Френи.

Это было время горячего энтузиазма, Кыргызский театр оперы и балета реализовал самые смелые планы, его называли лабораторией современной оперы в Советском Союзе. Оперы были синтетическими спектаклями, которые «собирали» воедино режиссеры-постановщики – народный артист КР М.Ахунбаев, заслуженный деятель искусств КР К.Арзиев. В девять часов утра мы уже распевались, потом репетиции, спектакли, уходили из театра почти в полночь. Это был конвейер в хорошем смысле слова, и мы не знали слова «отдых». Так нас учили наши наставники, ведь хороший голос – это не только божий дар, но и результат огромного труда.

Откровением для меня стала партия Жамили в первой опере, созданной по мотивам прозы Чингиза Айтматова. В 70–80-е годы в Кыргызском театре оперы и балета впервые в СССР был поставлен целый ряд произведений классического и многонационального современного репертуара, в том числе «Мефистофель» Бойто, «Петр Первый» Петрова, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Фрунзе» Власова и многие другие. В этих спектаклях был богатый материал для сопрано – лирико-драматический, эпический и даже комедийный.

Успешно гастролировал Кыргызский оперный в Москве, Ленинграде, Киеве, Таллине, Кишиневе и других городах. В 1984 году труппа целый месяц выступала в Большом театре: «Дон Карлос», «Иоланта», «Мефистофель», «Материнское поле», а также опера В.Власова «Фрунзе». Обширной была мировая география гастролей кыргызских артистов: Польша и Венгрия, Швеция и Дания, Германия и Швейцария, Кипр, Куба, Сирия, Турция, Япония, Китай...

Концертные выступления проходили на Байкало-Амурской магистрали, на крупнейших стройках. Имена артистов, с которыми посчастливилось выступать, знала вся страна: Махмуд Эсамбаев, Роза Багланова, Александра Пахмутова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль оглы, Бибигуль Тулегенова, Валентина Толкунова…

Для певца особенно важны камерные выступления, на которых возникает особая доверительность отношений с публикой. В Московской консерватории я брала уроки у известных педагогов камерного вокального класса Розы Альперт и Нины Дорлиак. Уверена, что певец должен создать в вокальной миниатюре свой «камерный театр», выступить как соавтор композитора и поэта. Мои любимые арии, романсы и песни, которые тепло принимает публика во всех уголках мира, опубликованы в сборнике «Из репертуара Кайыргуль Сартбаевой», который несколько лет назад вышел в свет.

Сегодня, общаясь со студентами, вспоминаю моих наставников Архипову, Лемешева, Покровского, Рождественскую, Моралева: русская школа пения – это синтез музыки, слова и драмы. Хочу подчеркнуть, что и у наших сказителей и акынов-импровизаторов, несущих из глубин народной мудрости свое Слово, оно становится смыслом творчества, мерой таланта, высшим доверием…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1340
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2322
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1856

Другие новости