- Насколько я понял, вы строите первую в России специализированную сеть по распространению комиксов┘
- Идея сети возникла в процессе создания комикса для одного из зарубежных заказчиков. Мы много работаем с корейскими инвесторами, и один из них предложил нам заняться полнометражной анимацией. Мы решили ограничиться комиксом, реально оценив свои возможности: набрали команду художников, нарисовали историю про кибермафию и заслали ее в корейскую мастер-типографию.
- Ну и?.. Ведь в Южной Корее продвинутая комикс-индустрия.
- Бомба! Никто не ожидал, что русские могут интересно и качественно делать вещи подобного рода. Вдохновленные, стали искать артдиректора и нашли. Это настоящий профессионал, художник, много проработавший в американском комикс-производстве┘
- Как зовут?
- Пока секрет. Он руководит всем проектом, пишет сценарий, реализует идею, которую вынашивал уже давно. Серия будет называться "Jumpers", "Прыгуны". По жанру - фантастический индастриал. Планируем выпуски по 24-32 полноцветные полосы американского формата.
- Когда он будет издан?
- Мы не издательство. Мы сделали пилот и сейчас ждем, когда появится партнер, заинтересованный в производстве тиража.
- ОК. Возвращаясь к комикс-сети: почему она вообще необходима?
- Это нормальная практика, так строится комикс-рынок во всем мире. Комикс - специфический товар, и продавать его нужно как уникальный продукт, отдельно от всей остальной полиграфии. Мешать же его с журналами-книгами совершенно безграмотно и себе в убыток. Приходите вы, скажем, в крупную книжную сеть. Ну и что? Менеджер оставит у себя 50 экземпляров, притом не купит, а возьмет на реализацию. И если он даже не продаст их - для него это не проблема: у него и так большой ассортимент. Даже если и продаст, 50 штук или даже тысяча погоды на рынке не сделают: комикс просто растворится в этом рынке. Как минимум нужны отдельные стенды, чтобы покупатель видел: "Ага, комикс!" Максимум - продавцы-консультанты, лично заинтересованные в их продаже. Это - основа сети и всей комикс-индустрии.
- Сколько узлов сейчас в вашей сети и как продается "Син Сити" Фрэнка Миллера - комикс для знатоков?
- В июне мы планируем охватить 35 российских городов. А черно-белый "Син Сити", как ни странно, идет лучше, чем другая продукция из линейки "Дарк Хорс" - "Мир Зомби" и "Терминатор". Он продается в Пензе и на Ленинградском вокзале.
- Штурмуете провинцию?
- Да не надо ее штурмовать! Просто Москва уже не так интересна и перспективна. В регионах интереса к комиксу больше. "Человек-паук", "Люди Икс" - ярко, красочно, эмоционально. Это цепляет, и человек готов тратить деньги на комикс.
- Москва перекормлена?
- Да. В Москве тяжело. Москва вялая. Тяжело работать с менеджерами бук-шопов - как правило, женщинами в летах, которые к комиксу относятся не как к коммерческому продукту, а по принципу "мы не хотим, чтобы наших детей разлагали комиксами". Это глупо. Одна из менеджеров согласилась с нами сотрудничать, потому что ее ребенок научился по комиксам читать. Но, увидев нашу линейку, в которой есть "Мир Зомби" от "Дарк Хорс", она отрезала: "Все, что угодно, только не это!" Опять неправильно. Ребенок имеет право постигать разные варианты миропредставления, в том числе и такие. Ведь психология ребенка строится во многом на принципе "от противного". Ему всегда хочется посмотреть на то, что "нельзя". Лучше делать это через комикс.
- Ну да┘ Все дети в мире поглощают кид-хоррор тоннами. А русским - нельзя. А "Димыч и Тимыч" с его неагрессивными хип-хоперами? Где вы видели воспитанных хип-хоперов? Кстати, "Джамперс" - единственный ваш комикс-проект?
- Это локомотив. В производстве "Вий" и комикс "для самых маленьких". Есть еще заказной комикс про Южную Корею.