По мнению Виктора Садовничего, самыми популярными на специалитете стали инженерные науки, генетика и информационная безопасность. Фото агентства «Москва»
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил изменить траекторию приема в вузы. «Если сейчас, скажем, 20% специалистов и 80% бакалавров, все-таки надо сделать так, чтобы специалистов было 70–80%, а остальные – это прием на бакалавриат. Но в целом бакалавриат имеет место там, где это нужно, выгодно», – отметил академик Садовничий на брифинге «Наука и высшее образование: ключевые результаты и новые решения для технологического развития страны».
По мнению Виктора Садовничего, самыми популярными на специалитете стали инженерные, генетические специальности, по информационной безопасности и те, «где есть вызовы для безопасности». В ближайшие годы такой переход произойдет, уверен ректор МГУ.
В то же время ряд экспертов считают, что с расширением специалитета и сокращением срока обучения в магистратуре последняя в российских вузах начнет потихоньку умирать. Ведь вряд ли можно рассчитывать на большой приток выпускников специалитета в годичную магистратуру.
Лоббистами курса на увеличение сроков обучения (пусть через магистратуру, если не через специалитет) выступают ректоры ведущих технических и классических университетов. Тот же Виктор Садовничий с самого начала введения в России двухуровневой системы образования категорически был против нее.
Лоббистами сокращения сроков обучения в университетах сегодня выступает поколение молодых менеджеров, пришедших к управлению в ряде университетов. По их мнению, сокращение сроков обучения обусловливается быстрым технологическим развитием. Пока студенты заканчивают классическое образование (шесть лет), технологии, использовать которые обучались студенты, уже устаревают, и на смену им приходят новые. Это, в свою очередь, требует изменения методик обучения – таков общий смысл их рассуждений. Компромиссный вариант – некий фундаментальный образовательный задел и далее – университеты уже смогут набирать необходимые компетенции краткосрочными модулями.
Какая стратегия победит, покажет время. Сегодня мы видим авторитетную и многозначащую позицию Виктора Садовничего. Хотя добиться предлагаемого им перехода студентов после специалитета в магистратуру (80%) можно, пожалуй, только чрезвычайно активными мерами. В том числе и значительным увеличением бюджетных мест в ней. А еще – программами подготовки, востребованными рынком.
Напомним, что в мае 2022 года Минобрнауки РФ объявило о необходимости разработки российской модели высшего образования, которая будет сочетать в себе «традиции и инновации». Летом были представлены основные пункты новой системы: открытость, фундаментальность, гибкость, практичность и воспитание. Двухуровневая система по-прежнему популярна по гуманитарным, экономическим и другим направлениям. Специалитет также может быть введен при поступлении на педагогические специальности и юриспруденцию.
Еще одна новость, пришедшая недавно, усиливает впечатление о пристальном интересе правительства к подготовке высококвалифицированных кадров. Научные учреждения получают право организовывать обучение студентов по программам специалитета. Законопроект выносили на рассмотрение спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и сенатор Лилия Гумерова в октябре 2022 года. Документ предполагает поправки в законы «Об образовании» и «О науке». Согласно законопроекту, список научных организаций, которые будут наделены правом обучать по программам специалитета, критерии включения в этот перечень, а также основания и порядок исключения, утверждает кабинет министров.
Кстати, образовательный рывок начала 60-х годов прошлого столетия планировался под научно-техническую революцию. Однако в силу инерционности и негибкости советской экономической системы НТР не дала в СССР ожидаемого эффекта. Выпускаемые высшей школой специалисты оказались недостаточно востребованы. Зато образовался значительный и постоянно растущий дефицит рабочих профессий. В условиях низкой оплаты инженерного труда широкое распространение получил добровольный переход инженеров в рабочие.