0
45702

08.02.2023 18:10:00

Расщепление высшего образования

Наметившаяся тенденция повышения сроков обучения в вузе потребует нетривиальных управленческих решений

Тэги: мгу, виктор садовничий, специалитет, бакалавриат, магистратура, вуз, срок обучения, традиции, инновации


мгу, виктор садовничий, специалитет, бакалавриат, магистратура, вуз, срок обучения, традиции, инновации По мнению Виктора Садовничего, самыми популярными на специалитете стали инженерные науки, генетика и информационная безопасность. Фото агентства «Москва»

Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил изменить траекторию приема в вузы. «Если сейчас, скажем, 20% специалистов и 80% бакалавров, все-таки надо сделать так, чтобы специалистов было 70–80%, а остальные – это прием на бакалавриат. Но в целом бакалавриат имеет место там, где это нужно, выгодно», – отметил академик Садовничий на брифинге «Наука и высшее образование: ключевые результаты и новые решения для технологического развития страны».

По мнению Виктора Садовничего, самыми популярными на специалитете стали инженерные, генетические специальности, по информационной безопасности и те, «где есть вызовы для безопасности». В ближайшие годы такой переход произойдет, уверен ректор МГУ.

В то же время ряд экспертов считают, что с расширением специалитета и сокращением срока обучения в магистратуре последняя в российских вузах начнет потихоньку умирать. Ведь вряд ли можно рассчитывать на большой приток выпускников специалитета в годичную магистратуру.

Лоббистами курса на увеличение сроков обучения (пусть через магистратуру, если не через специалитет) выступают ректоры ведущих технических и классических университетов. Тот же Виктор Садовничий с самого начала введения в России двухуровневой системы образования категорически был против нее.

Лоббистами сокращения сроков обучения в университетах сегодня выступает поколение молодых менеджеров, пришедших к управлению в ряде университетов. По их мнению, сокращение сроков обучения обусловливается быстрым технологическим развитием. Пока студенты заканчивают классическое образование (шесть лет), технологии, использовать которые обучались студенты, уже устаревают, и на смену им приходят новые. Это, в свою очередь, требует изменения методик обучения – таков общий смысл их рассуждений. Компромиссный вариант – некий фундаментальный образовательный задел и далее – университеты уже смогут набирать необходимые компетенции краткосрочными модулями.

Какая стратегия победит, покажет время. Сегодня мы видим авторитетную и многозначащую позицию Виктора Садовничего. Хотя добиться предлагаемого им перехода студентов после специалитета в магистратуру (80%) можно, пожалуй, только чрезвычайно активными мерами. В том числе и значительным увеличением бюджетных мест в ней. А еще – программами подготовки, востребованными рынком.

Напомним, что в мае 2022 года Минобрнауки РФ объявило о необходимости разработки российской модели высшего образования, которая будет сочетать в себе «традиции и инновации». Летом были представлены основные пункты новой системы: открытость, фундаментальность, гибкость, практичность и воспитание. Двухуровневая система по-прежнему популярна по гуманитарным, экономическим и другим направлениям. Специалитет также может быть введен при поступлении на педагогические специальности и юриспруденцию.

Еще одна новость, пришедшая недавно, усиливает впечатление о пристальном интересе правительства к подготовке высококвалифицированных кадров. Научные учреждения получают право организовывать обучение студентов по программам специалитета. Законопроект выносили на рассмотрение спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и сенатор Лилия Гумерова в октябре 2022 года. Документ предполагает поправки в законы «Об образовании» и «О науке». Согласно законопроекту, список научных организаций, которые будут наделены правом обучать по программам специалитета, критерии включения в этот перечень, а также основания и порядок исключения, утверждает кабинет министров.

Кстати, образовательный рывок начала 60-х годов прошлого столетия планировался под научно-техническую революцию. Однако в силу инерционности и негибкости советской экономической системы НТР не дала в СССР ожидаемого эффекта. Выпускаемые высшей школой специалисты оказались недостаточно востребованы. Зато образовался значительный и постоянно растущий дефицит рабочих профессий. В условиях низкой оплаты инженерного труда широкое распространение получил добровольный переход инженеров в рабочие. 


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1526
Высшее профобразование – за два года

Высшее профобразование – за два года

Елена Герасимова

Университеты начинают апробацию экспериментальных моделей обучения

0
9488
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
15223
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6649

Другие новости