Победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022», учителя истории Дмитрия Лутовинова поздравляют вице-премьер Татьяна Голикова и ректор МГУ Виктор Садовничий. Фото со страницы конкурса «Учитель года России» в «ВКонтакте»
Победителю профессионального конкурса «Учитель года» будут выплачивать 1 млн руб. Такая сумма указана в проекте постановления правительства, разработанном Министерством просвещения РФ. Без денежного поощрения не останутся и призеры: им положено в два раза меньше – по 500 тыс. руб.
Сразу скажу, что как дочь учительницы и представительница этой профессии по первой специальности я очень хорошо отношусь к учителям. Но идея вручения миллиона победителю мне кажется не очень удачной. Почему? Думаю, что это приведет к коммерциализации конкурса.
В начале нулевых я была в потоке этого конкурсного движения. Тогда у организаторов конкурса возникла мысль сделать еще и отдельное соревнование для журналистов, пишущих на темы образования. К конкурсу подтянули некоего олигарха. Бизнесмен выделил для победителей несколько ноутбуков. Надо ли говорить, с каким нетерпением я ждала развязки. И каково же было мое разочарование, когда практически все компьютеры забрала одна-единственная журналистка. Не скажу, чтобы ее материалы были плохие, не скажу, чтоб хорошие. Но уж точно не такими, чтобы она победила, да еще и сразу в нескольких номинациях.
Я потом не поленилась и посмотрела работы всех участников. Приза явно были достойны совершенно другие коллеги, но они оказались обойденными. Когда я попробовала выяснить у организаторов, что это за «большие маневры такие», те лишь нервно похихикивали.
Конечно, это дела минувших дней. И те организаторы уже давно ушли с арены «конкурсных боев». Но я думаю, что с тех пор в конкурсообороте мало что изменилось. Поэтому давайте четко различать, что, во-первых, конкурс учителей – это все тот же конкурс красоты. Почему? Да потому, что сложный, даже невозможный выбор. Я смотрю на портрет очередной «мисс» и понимаю, что навскидку назову пять девушек из своего окружения, которые краше всех этих мисс вместе взятых. То же самое с учителями! Я спрашивала одного из постоянных членов жюри этого конкурса: «Эти конкурсанты на самом деле лучшие?» Мне ответили, что Выготских сегодня нет. И Сухомлинских тоже. Извелись!
Но это не значит, что в стране нет хороших учителей. Они несколько неравномерно распределены по нашей необъятной родине. Но их много. В большинстве своем они скромны и без истеричного потряхивания руки «Я! Я! Я знаю! Спросите меня!» спокойно выполняют свой учительский долг.
Во-вторых, надо же как-то от конкурса абстрагироваться. Я имею в виду – от «глянцевой картинки» конкурса. Кстати, я бы все же вручила, будь у меня миллион, одному участнику этого состязания. В 1995 году на «Учитель года» приехал преподаватель физкультуры из села Александровка Тамбовской области Михаил Федоров. Чтобы попасть на конкурс, он продал… последнюю корову – местные власти не выделили ему на поездку ни копейки. Он тогда не победил. Но для него этот конкурс, как он потом говорил, был глотком воздуха. Ему это было нужно. Ему самому! Он сам себя выдвинул! Если бы выиграл, имел законное право получить этот миллион…
В-третьих, я уже много лет жду, чтобы мне объяснили, куда идет этот конкурс: к умным или красивым? Когда-то его начинала «Учительская газета». Журналисты узнали, что на Западе есть аналогичный конкурс, и скопировали его. Участвовали в нем все педагоги со всех уголков Советского Союза. Это было первое и единственное общесоюзного масштаба соревнование.
Разумеется, за столько лет конкурс очень поменялся. В конкурсе три отборочных этапа: школьный, муниципальный, региональный. (Правда, ни один мой знакомый учитель не вспомнил о каких-то школьных соревнованиях учителей.) В целом практика такова, что победителя определяют местные органы образования. Всероссийский этап начинается с заочного тура. На испытании «интернет-ресурс» жюри оценивает, как учитель представлен во Всемирной паутине. Сюда же входит еще и создание эссе «Я – учитель». Дальше следуют три очных тура. В третьем туре участник беседует с министром просвещения.
Победитель соревнования получает хрустальную статуэтку, нагрудный знак и грамоту. Близкие к конкурсу люди сообщают о миллионных поощрениях победителей еще на региональном уровне. Есть и специальные призы, причем для всех финалистов.
Но у рядового учителя нет повода об этом думать. Тем более что главное здесь – не победа, а что за ней. Например… Учитель года Наталья Никифорова уже работает директором в своей школе. Андрей Гарифзянов после победы в конкурсе совершил подъем по чиновничьей карьерной лестнице. Теперь он – глава администрации МО Плавский район. Даже если победитель продолжает трудиться на прежней работе, он уже не просто учитель. Как, например, учитель года Андрей Сиденко – эксперт в области образования Microsoft MIE Expert, член Общественного совета при Рособрнадзоре. А в 2015 году Андрей Сиденко вошел в топ-10 самых цитируемых педагогов мира по версии учительского портала Connect Learning Today.
И эти примеры можно продолжать. Получается, конкурс – это своего рода трамплин для карьерного роста. И с этим тоже все понятно.
Мне непонятны усилия – сделать из добротного профессионального конкурса гламурное телешоу, да еще и перенести все это на широкий экран. Сделать трансляцию конкурса телевизионной, с размахом, с выступлениями сливок нашей эстрады. Зачем? Спросите у любого встречного, помнит ли он хоть одного учителя года по имени. Вам его не назовут. И это нормально.
Я была совсем маленькой девочкой, но помню до сих пор игровую телепередачу-конкурс «А ну-ка, девушки». После каждой я хотела стать то стюардессой, то парикмахером, то учителем… Потому что это было весело, доступно для понимания всех возрастов, наглядно и с юмором. Какое уважение мне, простому зрителю, должны вбить с экрана помпезные награждения непонятно откуда взявшихся героев-учителей.
Поэтому… Господа, не лучше ли отдать миллион школе победителя? Ведь его там после этого понесут на руках. Он будет там своим… и героем. Его никто не будет сравнивать с собой. Не будет вакуума вокруг победителя, сплетен и скандалов...
Не могу не рассказать еще одну историю, услышанную мной от дочери космонавта-дублера Гагарина. Когда Гагарин вернулся из космоса и был по пути в Москву, в Звездном городке жены космонавтов собрались своим дружным девичником, чтобы отпраздновать это важное событие. И Валентину Гагарину заставили в шутку залезть под стол. Почему такая шутка? Да потому, что ничто не должно было даже чуть-чуть исказить эту дружбу. Ни взлет, ни падение. Они жили одной семьей и имели чувство локтя.