Учителя, поклонники блогосферы, готовы познакомить своих коллег с инструментами геймификации и обучить навыкам создания чат-ботов. Фото Unsplash
Еще совсем недавно слово «блогер» имело скорее отрицательные коннотации. Что-то такое легковесное, попсовое. Говорит, пишет человек нечто, чаще – для узкого круга коллег. Иногда для более широкого круга почитателей. Но все равно «отсебятину», буквально. Что в голову взбредет. Никакой ответственности за то, что публикует. Это же его личная жизнь, его позиция.
Представители учительской профессии прошли через все этапы эволюции по отношению к блогерам в своей среде. Были, например, селфи учителей в купальниках (с флешмобами в бикини потом всей стране в поддержку барнаульского педагога, выложившей свою пляжную фотографию в Сеть). Но со временем учителя перешли к вещам более серьезным и творческим.
В итоге в прошлом году педагогов-блогеров фактически выделили в привилегированную учительскую касту. Ассоциаций педагогов и предметников много, но вот совет пока один – Совет учителей-блогеров при Минпросвещения РФ. Общественный совет при Минпросвещения РФ здесь не в счет, там в составе не только учителя. Туда и ученые входят, и журналисты, и политики…
Совет учителей-блогеров тоже пестрый по составу. Но назван все-таки учительским, а не общественным. Почему такая честь – совет при министерстве? Наверняка здесь не обошлось без совершенно естественного намерения мобилизовать на свою сторону «агентов влияния». На сайте Минпросвещения РФ так и заявлено: «Совет учителей-блогеров призван обеспечить взаимодействие министерства и учителей-блогеров, привлечь внимание общества к теме популяризации профессии учителя и формированию позитивного имиджа учащихся педагогических университетов и учителей российских школ, а также способствовать популяризации работы педагогов среди аудитории соцсетей». Ну и конечно, это удобный канал трансляции министерских приказов.
Кстати, на первом заседании Совета учителей-блогеров министр просвещения РФ Сергей Кравцов с гордостью заявил, что в министерстве подсчитали общее количество подписчиков – участников Совета. Получилась внушительная цифра – 550 тыс. человек. В общем, Минпрос оказался одним из первых, кто призвал себе на службу блогеров. Другие министерства пока заводить себе подобные структуры не спешат.
Но то, что называется «топовый блогер», про которых даже в традиционных СМИ пишут и рассказывают, в совете не так много. Зато есть активисты, кто выиграл различные профессиональные конкурсы. Для них участие в Совете – своего рода социальный лифт. Люди скорее всего надеются стать в будущем функционерами. Однако есть в этой группе и те, кто начинал еще с юмористических роликов в TikTok. Они признаются, что сегодня, уйдя на более серьезные платформы, слегка растеряли кураж. В общем, состав совета «пестрый».
И тем не менее сегодня учителя-блогеры разрабатывают, например, программы двухпрофильного бакалавриата по дефектологическим направлениям образования; для начинающих специалистов они предложили организовать виртуальный «Институт наставничества», на котором будут внедряться игровые технологии подготовки и реализации различных проектов. Ничего удивительно и в том, что учителя-блогеры уделяют пристальное внимание уже реализуемым инициативам Министерства просвещения. Например, рассказывают педагогам и родительскому сообществу о внеурочных занятиях «Разговоры о важном», их влиянии на воспитание и кругозор ребят. Они помогают обычным школьным учителям овладеть современными инструментами геймификации и навыками создания чат-ботов. Выразили готовность провести серию вебинаров на официальной странице Минпросвещения России в социальной сети «ВКонтакте» и предложили организовать флешмобы, которые будут способствовать популяризации педагогических блогов.
А в это время в офлайне простые учителя почему-то не рискуют без разрешения дирекции давать комментарии СМИ, «вдруг скажу лишнее» (не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией; в крайнем случае – только на условиях анонимности). В свою очередь, и директора школ не любят давать интервью о состоянии дел в образовательной отрасли или в конкретной школе. Да еще и не каждый чиновник пойдет на этот риск, «вдруг скажу не то». Так и хочется спросить, кто ж вас в такой футляр загнал?