На фото федеральный министр экономики и климата, вице-канцлер Роберт Хабек. Фото Reuters
В качестве будущего канцлера нынешний федеральный министр экономики и климата, вице-канцлер Роберт Хабек перестал быть любимцем публики. Если еще в августе он котировался как первый кандидат на замену находящемуся под «обстрелом» прессы из-за кажущейся нерешительности и подозрения в финансовых аферах действующему канцлеру Олафу Шольцу, то теперь кандидатура Хабека набирает только 19% поддержки среди германских избирателей. Даже среди зеленых он уступает и министру иностранных дел Анналене Бербок, и министру сельского хозяйства Джему Оздемиру.
Немецкий деловой журнал Manager magazin опубликовал на днях статью «Отношение делового мира к министру экономики достигло наинизшей точки». Подзаголовок статьи еще более впечатляет: «Руководители бизнеса имеют дело с высшими чиновниками, которые, представляя собой смесь высокомерия и невежества, спотыкаются по дороге через ухабы экономической войны».
В статье отмечается, что если когда-либо и будет написана история немецкого энергоповорота, то именно принятые правительством меры по борьбе с повышением цен на газ будут будут восприниматься общественностью через призму переоценки зеленой политической звезды Хабека и его Министерства экономики и климата. Они оказались не в состоянии справиться с поставленными перед ними задачами.
Журнал делает вывод, что в Министерстве экономики и климата очень немногие понимают, что на самом деле происходит в хозяйственной жизни страны. Это объясняется тем, что важнейшие посты в министерстве, связанные с выработкой энергетической и промышленной политики, занимают экологические активисты. И они едва ли доступны для серьезного разговора с представителями бизнеса.
Борьбу с повышением цен на газ правительство представляет себе как дополнительную плату, взимаемую со всех потребителей, которая будет выплачиваться импортерам газа. Дело в том, что импортеры газа имеют договорные обязательства перед потребителями, а покупать газ ввиду сокращения поставок российского газа они вынуждены по завышенным ценам. Импортеры, таким образом, несут значительные финансовые потери, которые нередко приводят к банкротству. Но правительство, опасаясь краха всего энергетического рынка, пытается этого не допустить.
Другие проблемы, с которыми не справилось зеленое министерство, связаны с запуском в качестве резервных угольных электростанций, остановленных в свое время по климатическим соображениям. Но для них не хватает угля. Угольные шахты в самой Германии, например в восточной части страны, где есть запасы бурого угля, были законсервированы опять-таки по экологическим соображениям. Напомним, что пятый пакет антироссийских санкций включал запрет на ввоз в ЕС российского угля, на который приходилась львиная доля импорта. Теперь уголь в Германию приходится возить из Австралии.
По поводу атомной энергии в министерстве существуют значительные идеологические возражения. Цель же добиться до 2030 года 80% производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии, как считают немецкие эксперты, по всей видимости, недостижима.
Не лучше обстоит дело и со строительством терминалов для получения сжиженного газа (СПГ) и с постройкой линий высоковольтных электропередач для переброски произведенной в ветровых офшорах Северного моря электроэнергии на юг. Именно там находится основная промышленная база Германии. К тому же приходится считаться с протестами сторонников охраны окружающей среды, поскольку строительство линий электропередач связано с вырубкой лесов.
Таким образом, в экономической жизни Германии, по образному выражению авторов Manager magazine, возникает «зелено-серый комплекс», состоящий из нежелания чиновников и идеологического сопротивления. В этих условиях инвесторы теряют ориентацию. Немецкая промышленность реагирует на созданные «Зелеными» трудности тем, что сокращает производство или перемещает свои производственные мощности в страны с более благоприятным экономическим климатом.
Именно поэтому нынешний лидер крупнейшей оппозиционной партии ФРГ – Христианско-демократического союза Фридрих Мерц уже публично подвергает министра Хабека насмешкам. Для него сейчас именно Хабек – слабейшее звено в правительстве. Мерц затронул в этой связи и позицию правительства в вопросе украинских беженцев, которых в Германии насчитываются уже миллионы. Он назвал это явление «социальным туризмом», имея в виду те социальные блага, которые украинцы получают от немецкого государства.
Идеологические позиции немецких зеленых подвергаются сейчас серьезной проверке. И если бескомпромиссная позиция федерального министра иностранных дел Анналены Бербок в отношении поддержки Киева пока поддерживается большинством немецких избирателей, то нелишне вспомнить недавнее появление бывшего канцлера Ангелы Меркель на торжествах по поводу 77-летия газеты Sueddeutsche Zeitung. Меркель призвала всерьез воспринимать высказывания российского президента Владимира Путина и не оценивать их как блеф. Она напомнила, что длительный мир в Европе без участия России невозможен.
Конечно, подобные выступления бывшего канцлера в Германии многих наводят на размышление: не рано ли Меркель покинула политическую сцену? Более того, не смогла бы она в качестве канцлера предотвратить трагическое развитие нынешних событий? Только время сможет доказать правоту тех, кто высказывает подобные сомнения, как и тех, кто выступает за начало переговоров по украинскому кризису или тех, кто требует усиления военной поддержки Киева.
Однако бремя зеленой политики уже ложится на костяк избирателей партии Союз90/Зеленые – средние слои немецкого общества: растущая квартплата, высокие налоги. Для средних слоев, к которым в Германии относится большинство работающих, жизнь становится все сложнее. А украинская проблема добавляет к этому перспективу краха многих компаний, высокие расходы на энергопотребление и страхи за существование, отмечает газета Zeit.
Это скорее всего приведет к размыву избирательной базы «Зеленых» и откату популярности этой партии к прошлому веку.