Кадр из мультфильма "На задней парте"
Некоторые руководители регионов РФ решили поощрить преподавателей общеобразовательных учреждений, подготовивших учеников, набравших 100 баллов на едином государственном экзамене. Практика существует не первый год. В прошлом году премии в 150 тыс. руб. за подготовку учеников, набравших 100 баллов на ЕГЭ, получили 96 педагогов.
Тема интересная и в принципе радостная. Хоть и возбуждающая у одних учителей радость за коллег, у других зависть и пожимание плечами – а за что собственно дали-то? Ведь большинство опрошенных стобалльников делают признания в СМИ, что брали себе репетиторов. И занимались с ними не один год. То есть выигрывают репетиторы, а не учителя. И помогает получить высокие баллы мотивация. И здесь значительную роль играет скорее всего семья. Школьный учитель хоть и не совсем в стороне, но преувеличивать его вклад в мотивацию ученика не стоит, если у него работает на уроке полкласса, а то и меньше четверти учеников. Впрочем, учителя, конечно, стараются…
В прошлом году педагог из Челябинска прославилась на всю страну. Чтобы побудить учеников хорошо учиться, она рассадила их в зависимости от их успеваемости. Дескать, таким образом у школьников появляется лишняя мотивация учиться лучше. И если ребенок начал получать по предмету, например, четверки вместо троек, то он может сесть поближе к доске. В общем, на первой парте сели отличники, на второй – хорошисты, дальше от доски – троечники, на камчатке – двоечники. Причем администрация школы сначала учительницу поддержала. Но до той поры, пока не возмутились родители. Потому что стеснительных детей, которые знают материал, но не рвутся к доске, в школе быстро записали в троечники.
Учительница еще какое-то время сопротивлялась и убеждала детей: «Если ты себя проявишь – пересядешь». Но доморощенная педагогика не прошла. Детей рассадили произвольно. Одна из родительниц потом предложила: а давайте рассадим детей так: двоечника – к девочке-отличнице! Но и от этого быстро отказались.
Одна моя знакомая учительница, проработавшая в школе много лет, прокомментировала эту ситуацию совсем по-житейски: «Зачем же портить девочке судьбу. У нее потом отложится стереотип, что все мужчины – сплошь буратины!» В каждой шутке есть доля правды.
Вернемся к теме поощрения. Поощряют учителей – и это, повторим, очень хорошо. Но хвалу петь надо и тем, кто думает о судьбе двоечников. В 70-х годах прошлого столетия учительница Софья Лысенкова, которой, как и многим ее коллегам, приходилось часами дополнительно заниматься с детьми после уроков, задумалась над вопросом мотивации плохо успевающих детей. В дополнительных занятиях с ними на тот момент она очень разочаровалась. «Хотя и чувствовала, что пустое это дело, а занималась…» – напишет она об этом потом сама так. Один дополнительный урок для слабого ученика – это мало. Систематические занятия утомительны, учителя не пойдут на это. Да и сил не хватит!
В общем, она придумала способ обучения двоечников – опережающее обучение. Впервые об идее опережения она рассказала в 1971 году на московской городской конференции учителей начальных классов. После конференции к ней подошла коллега и сказала: «Это же сколько надо было думать, чтобы до такой простоты додуматься!» Это правда: все гениальное – просто. Что нужно, чтобы успешно учились все? Многим просто не хватает времени для усвоения темы.
Суть метода Лысенковой – дать ребятам это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Но как это сделать, не отставая от сроков, утвержденных программой? Ответ может показаться парадоксальным: надо опережать программу! А для этого требуется по-иному строить урок. Хозяева дорогого времени – учитель и ученики. Резерв времени кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве, в понимании учителем особенностей их мыслительной деятельности, в умении управлять ею, активизировать и стимулировать. Ученики, которые изучили тему ранее, учат своих одноклассников наряду с учителем.
Еще интересный нюанс – опорные сигналы. На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? В момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.
А серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, сделала вывод Лысенкова. В этом случае, считала она, на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. При условии, что они работают на уроке.
Сегодня в арсенале учителя наглядности больше, чем когда-либо. Осталось подождать горящих глаз учеников.