Фото Reuters
Федеральный канцлер Олаф Шольц 8 мая обратился к гражданам по случаю 77-летия окончания в Европе Второй мировой войны. Эта дата отмечается в Германии как День освобождения. Для канцлера, констатировала Berliner Zeitung, это было третье выступление по телеканалам за последние месяцы и второе, посвященное конфликту в Украине. Газета обратила внимание на то, что о выступлении было объявлено только накануне. Интерпретировать этот факт можно по-разному. Может быть, это не рутинная спешка, как предположила автор статьи Кристина Данкбар, а поиск важных слов, которые канцлер хотел донести до граждан.
Главное, чем озаботились журналисты, анализировавшие речь Шольца, – что нового собирался он поведать. Как пишет газета, уж раз канцлер в такой день обращается к гражданам, то ему надо бы было сказать что-то отличное от одних и тех же слов, которые «скорее затуманивают смысл происходящего, чем его объясняют». Шольц, отмечает Дангбар, в который раз объяснил, «кто виноват в событиях в Украине и насколько вероломен Путин». И повторился, что «Путин не выиграет и Украина выживет».
Тем не менее у канцлера нашлись важные слова, которые автор Berliner Zeitung не заметила или не захотела заметить. Для нее, судя по всему, важным было побудить Шольца съездить в Киев или заставить его организовать поставки в Украину тяжелого наступательного вооружения. Надо сказать, что такой «мейнстрим желаний» характерен для подавляющего большинства представителей немецкой прессы.
Однако обращают на себя внимание два факта. Первый – канцлер исключил какие-либо самостоятельные действия Германии в обход партнеров. И второй – его опасения по поводу разрастания конфликта. Недаром Шольц подчеркнул, что НАТО не должно быть вовлечено в боевые действия. Действительно, в чем следует согласиться с Данкбарт, – многие в Германии боятся третьей мировой войны. И на этот раз канцлер почувствовал настроения немецкой общественности.
Однако Шольц в который раз обошел молчанием и причины, и собственную роль в нынешних событиях в Европе. В своей речи на Красной площади 9 мая российский президент Владимир Путин, напротив, заострил на этом внимание. Он напомнил о неоднократных попытках России «создать систему равной и неделимой безопасности» после распада СССР. Нелишне в этой связи вспомнить о проекте Договора о европейской безопасности, с которым тогдашний президент Дмитрий Медведев выступил 5 июня 2008 года – как раз накануне конфликта в Южной Осетии, вылившегося в пятидневную войну. Эти предложения могли бы предотвратить эту вторую войну (первая была связана с нападением НАТО на Югославию в 1999 году). Но Запад предпочел инициатив России не заметить.
Путин в своей речи отметил, что «в декабре прошлого года мы предложили заключить договор о гарантиях безопасности. Россия призывала Запад к честному диалогу, к поиску разумных, компромиссных решений, к учету интересов друг друга». Но страны НАТО не захотели услышать Москву. Отсюда президент сделал вывод, «что на самом деле у них были совершенно другие планы». И рассказал, как, по его мнению, действовала украинская сторона и поддерживавшие ее страны НАТО.
Мог ли канцлер Шольц предотвратить нарастание напряженности вокруг Украины? Наверное, да, как сторона, подписавшая Минские соглашения, которые при наличии доброй воли могли бы предотвратить специальную военную операцию РФ.
Ведь в германских политических кругах не любят вспоминать о статье в американской Wall Street Journal, согласно которой Берлин пытался предотвратить конфликт между Россией и Украиной, предлагая президенту Владимиру Зеленскому отказаться от планов вступления Украины в НАТО. Это произошло в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности. Отказ от вступления в НАТО и заявление о нейтралитете могло бы стать частью более обширной сделки между Западом и Россией – как раз в том духе, о котором Путин говорил 9 мая. Но Украина предпочла остаться пороховым погребом у российских границ, а Шольц подчинился общим настроениям стран НАТО и заокеанского вдохновителя всей этой истории. Другими словами, вместо того чтобы забить тревогу и проявить свой политический профиль, которого Германии так не хватает после ухода с международной арены Ангелы Меркель, он предпочел промолчать.
Теперь Шольц пожинает плоды своего соглашательства в виде падения рейтингов внутри страны и утраты лидерства в ЕС. История ему этого не простит, если ситуация в Европе перерастет в глобальный ядерный конфликт.
К сожалению, всех этих нюансов немецкая пресса сегодня не видит и этим вольно или невольно подталкивает Европу к катастрофе.