Канцлер Австрии после переговоров с Владимиром Путиным. Фото Reuters |
Канцлер не скрывал, что свой визит он согласовал как с главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, так и с немецким канцлером Олафом Шольцем. Австрийская газета Presse утверждает, что в разговор был вовлечен и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Другими словами, Нехаммер обсудил предстоящий визит в Москву не только с руководством ЕС, но и с представителями НАТО.
Возникает вопрос, что стоит за столь скоропалительной поездкой Нехаммера. Presse утверждает, что, по словам самого канцлера, у него были две возможности: отстраниться или вмешаться. Он предпочел второе. Хотя говорить о том, что Австрия стоит в стороне от украинского кризиса, вряд ли возможно. Вена участвует в санкциях и недавно пошла на высылку нескольких российских дипломатов.
Накануне поездки австрийский канцлер озвучил темы, которые собирался поднять на переговорах с Путиным. «Нужны гуманитарные коридоры, прекращение огня и полное расследование военных преступлений», – написал он в Twitter.
Это первый визит Нехаммера в Россию и первая встреча с Путиным. Однако вряд ли стоит говорить о личной инициативе австрийского государственного деятеля. Это первый визит западного политика после начала российской военной спецоперации в Украине.
Скорее всего за визитом канцлера Австрии стоит коллективный Евросоюз. Выбор именно Нехаммера связан с тем, что, как утверждает сам австриец, «мы нейтральны в военном плане». Конечно, можно высказать определенные сомнения в том, станет ли российский лидер встречаться с западными политиками, которые настроены насыщать украинскую армию вооружениями и добровольцами. Да и в отношении Австрии все не так просто. Вена действительно не поставляет в Украину военных материалов, если не считать топлива, которое на сегодня является важнейшей составляющей любой военной операции.
И хотя австрийская Kronen Zeitung подчеркнула, что канцлер ставит перед собой реалистичные цели, сделанная им заявка говорит о том, что он не вполне представляет себе, что происходит в Украине. Скорее всего во многих вопросах он находится под давлением украинской и западной пропаганды, и польза от его встречи с Путиным как раз и заключается в том, чтобы открыть канцлеру глаза на реальную ситуацию.
Впрочем, как отмечает газета, главное для канцлера и для ряда западных политиков, которые его поддерживают в данном вопросе, сохранить канал диалога с Москвой.
Другой вопрос, какие незадекларированные цели преследовал канцлер на встрече в Кремле. Ведь не секрет, что, как пишут западные эксперты, со дня на день российские Вооруженные силы могут приступить к ликвидации «донецкого котла», в котором оказались украинские группировки численностью (по разным подсчетам) до 90 тыс. человек. Не секрет также, что это лучшая часть украинской армии, и ее ликвидация может оказать решающее влияние на провозглашенный Москвой процесс демилитаризации Украины.
Не вполне ясна и ситуация в Мариуполе, где сосредоточены значительные силы западных добровольцев. Поэтому когда австрийская сторона предлагает рассмотреть вопрос о гуманитарных коридорах, нужна более полная расшифровка этого понятия. И поэтому якобы недопуск российской стороной сотрудников Красного Креста (как это утверждает австрийская пресса) требует конкретизации. Да и, как показала практика, украинская сторона зачастую не выполняет даже достигнутых договоренностей о гуманитарных коридорах для мирных граждан.
Запад предполагает, что введенные санкции нанесли существенный ущерб российской экономике, а поставки различного рода вооружений, в том числе летальных, помогли Украине сорвать российские планы. В этой связи важнейшей целью Нехаммера является приостановка боевых действий, что позволит Киеву избежать военного разгрома как его группировки в Донбассе, так и остатков армейских и добровольческих отрядов в Мариуполе. Конечно, вряд ли в прессу просочится какая-либо информация о том, что происходило за закрытыми дверями российско-австрийских переговоров. Но последующие события как в Украине, так и на мировой арене позволят скорее всего дать оценку визиту Нехаммера.