Фото Reuters
В Германии проживает около 6 млн русскоязычных граждан, из которых этнические русские составляют 3 млн. Они появились здесь в ходе развала СССР и обосновались в основном на территории Восточной Германии. Остальную часть русскоязычных составляют евреи и так называемые русские немцы.
Часть этнических русских – это бывшие военнослужащие советской группы войск в Германии, которая насчитывала на 1 января 1991 года более 300 тыс. человек. Примером того, что далеко не все вернулись на родину после объединения Германии, является городок Торгау на Эльбе, в котором мне сейчас доводится находиться.
На пути от квартиры до одного из супермаркетов Kaufland примерно полтора километра. Проходя этот маршрут, я встретил четыре группы оживленно разговаривающих по-русски людей. Это были мужчины и женщины в возрасте 30–40 лет.
Рассказывают, что в Торгау стояла советская дивизия и из военнослужащих мало кто вернулся. Так что сейчас из около 30 тыс. жителей городка примерно треть составляют русскоязычные жители. Их легко можно узнать в супермаркетах по акценту, хотя внешне они ничем от немцев не отличаются.
Надо сказать, что немцы делают четкое различие между действиями РФ в Украине и русскими – будь то в магазинах или на улице. Конечно, в связи с текущими событиями, «выявив» русского, они стараются вступить в дискуссию о событиях в Украине. Причем пожилые немцы, которые учились еще в ГДР, пытаются использовать те русские слова, которые остались у них в памяти. Понятно, что события в Украине воспринимаются местными гражданами прежде всего как агрессия против европейского государства с легитимным правительством. Проблема Донбасса в Германии никогда средствами массовой информации не обсуждалась, и никаких на этот счет мнений у рядовых немцев нет.
Конечно, сложнее приходится детям. Моя внучка посещает международную школу, поскольку из немецкой ей пришлось уйти из-за фактической травли, организованной учителями. Последние, как я выяснил, в большинстве своем имели партийные карточки Социал-демократической партии Германии. Они на уроке рассказывают о немецких фермерах, страдающих от российских контрсанкций. Понятно, что о европейских санкциях против России не рассказывается. В другой школе русское имя вызывает, прежде всего у учителей, негативное отношение, которое временами превращается в травлю.
На уровне научных дискуссий события в Донбассе подаются под углом зрения необходимости восстановления единства Украины, и никакие исторические экскурсы здесь не ведутся. Над сознанием немцев довлеет телекартинка, а она свидетельствует о беженцах, о том, как немецкие железные дороги стараются вместе с украинскими и польскими железнодорожниками доставить украинцев в Польшу, о людях, вынужденных прятаться в подвалах и в метро. В интервью с украинскими гражданами, передаваемых немецкими телеканалами, рассказывается только о попытках выбраться из осажденных городов и поисках еды. В результате к Украине в целом в отличие от России отношение сочувственное.
Более того, обращение украинского президента Владимира Зеленского к международному сообществу о посылке добровольцев для защиты Украины широко распространяется немецкими СМИ. В частности, телеканал Welt освещает призывы турецких граждан к немецким туркам отправиться в Украину для участия в боях с Российской армией.
Берлин
комментарии(0)