Фото Reuters
Немецкая экономическая газета Handelsblatt вышла с заголовком: «Путин - параноик». Московский корреспондент газеты Welt в Москве Кристофф Ваннер назвал в передаче своего телеканала Путина непредсказуемым. С точки зрения подавляющего большинства западных изданий и политиков речь в плане признания сепаратистских республик на юго-востоке Украины идет о бонапартистских планах Путина по воссозданию Советского Союза.
Поэтому Запад старается воздействовать на Путина санкционными мерами. Федеральный канцлер Олаф Шольц уже объявил о приостановке сертификации газопровода « Северный поток-2». Этим, несомненно, нанесен крупнейший удар по экономическим связям между Россией и Германией.
Однако в действиях Путина можно отследить два плана. Непосредственному решению российского президента предшествовали резкое обострение ситуации на демаркационной линии между украинскими войсками и сепаратистами. После массированной поддержки Западом украинских вооруженных сил оружием и боеприпасами, как сообщали разведки непризнанных республик и российская Служба внешней разведки, следующим шагом должно стать массированное вторжение украинских вооруженных сил в непризнанные республики.
Путин оказался перед сложной дилеммой. С одной стороны, он хотел бы сохранить Минские соглашения и нормандский формат, поскольку они полностью отвечали интересам Москвы по поддержанию мира в этом регионе. Но нынешнее руководство Украины решило фактически от них отказаться, и важнейшие шаги в этом направлении полностью заблокировало. Напомним , что второе минское соглашение — документ, имеющий целью урегулирование вооружённого конфликта на востоке Украины. Он Был согласован 11—12 февраля 2015 года на саммите в Минске руководителями Германии, Франции, Украины и России в формате «нормандской четвёрки» и подписан Контактной группой по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ и Донецкой и Луганской народных республик. Позднее Минские договорённости были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН.
Со времени подписания Минских соглашений, ни один их пункт так и не был выполнен: Россия обвиняет Украину в саботировании политической части минских договорённостей (предусматривающей принятие на постоянной основе особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей, закрепление его в Конституции Украины, проведение амнистии и организацию местных выборов), настаивая на том, что только после выполнения этих и ряда других пунктов соглашения может быть восстановлен контроль правительства Украины над всей российско-украинской границей; Украина же заявляет о приоритетной необходимости решения вопросов безопасности (восстановления её контроля над границей между непризнанными республиками и Россией, обеспечения свободного доступа украинских СМИ и политических партий на территорию ОРДЛО) как ключевого условия для проведения местных выборов и возвращения этих территорий в состав украинского государства.
Главным является порядок выполнения Минских соглашений, и украинское руководство категорически выступает против автономизации страны и предпочитает видеть Украину как моногосударство.
С учетом тенденций к автономии ряда украинских регионов как на западе страны, так на юге, позиция Киева понятна: там боятся развала страны в ходе подобной автономизации.
Позиция Путина в данном вопросе связана с предотвращением боевых действий, которые навязывает Киев для решения проблемы объединения страны с помощью военной силы. Это ведет к многочисленным жертвам среди мирного населения сепаратистских областей. Недаром в прошедшие дни прошла эвакуация существенной части населения непризнанных республик с их территории.
С точки зрения Путина руководство Германии и Франции – участники нормандского формата не смогли (и не захотели) оказать достаточного воздействия на руководство Украины для сохранения и поддержания Минских соглашений. В этих условиях они становились лишь ширмой, прикрывающей действия украинских вооруженных сил. Они связывали Москве руки, поскольку из-за опасности их разрушения, она не могла оказать действенной военной помощи сепаратистским республикам. Именно это обстоятельство и вынудило Путина подписать акт об их признании. И в последующем Госдума приняла договоры о дружбе и взаимопомощи. Теперь с точки зрения Москвы, это позволяет использовать российские войска для защиты непризнанных республик. Конечно, этот шаг рассчитан скорее на украинское руководство, которое должно отдать себе отчет о последствиях вмешательства России в вооруженный конфликт на востоке Украины. Пока сложно сказать, насколько это своего рода предупреждение окажет на Киев отрезвляющее действие.
На сегодня же ясно, что восстановление Минского процесса уже невозможно и в Европе наступила новая реальность.
Конечно, необходимо учитывать и внутриполитическое положение Путина. Акт о признании двух сепаратистских республик был внесен коммунистами. Попытка его «разбавить» различного рода оговорками, чтобы засунуть в долгий ящик согласований и этим отсрочить принятие неприятного для стратегии Путина решения не удалась. Не подписать принятый Госдумой акт Путин не мог и по внутриполитическим соображениями, особенно в преддверии президентских выборов 2024 года. Теперь в глазах большинства избирателей он выглядит патриотом. И это обстоятельство будет способствовать его переизбранию.
Немецкая Sueddeutsche Zeitung в опубликованной 22 феврале статье говорит о трех возможных сценариях дальнейшего развития событий: от возможной широкой интервенции и оккупации территории Украины до оккупации отдельных территорий, например, населенных русскоязычными украинских Донецкой и Луганской областях, передачи этих территорий этим сепаратистским республиками .
В качестве третьего варианта авторы статьи видят проведение дезинформационных мероприятий, кибератаки, оказания давления на руководство Украины с целью добиться им признания сложившегося статуса-кво.
Берлин
комментарии(0)