Фото Reuters
Не секрет, что СМИ формируют общественное мнение в любой цивилизованной стране. В этом плане Германия не является исключением. Предыдущий канцлер Ангела Меркель во многом в своей политике опиралась на опросы общественного мнения и публикации ведущих изданий. Это привело ее и руководимый ею кабинет министров к ряду фатальных ошибок, например, связанных с закрытием атомных электростанций. Берлинская газета Tagesspiegel пишет, что для многих журналистов речь идет о формировании отношений читателя к тем или иным проблемам, а не о его информировании.
В этом плане заслуживает внимания статья в аналитическом интернет-издании Morninh Briefing с оценкой деятельности нового канцлера, который всего месяц находится у власти. Обычно массмедиа пытаются давать подобные оценки спустя 100 дней пребывания политика у власти, но издатель Morning Briefing Габор Штайнгард попытался оценить перспективы социал-демократа Олафа Шольца на посту канцлера. Статья называется «Сложное становление», и в ней утверждается, что Шольц уже совершил три «капитальные» ошибки. По мнению автора, они могут привести к непредсказуемым последствиям для правительственной коалиции. Если эти промахи не каждому очевидны сейчас, то в последующие месяцы окажут «токсическое воздействие».
Первая ошибка касается обязательной прививки. Именно Шольц, который тщательно продумывает свои шаги, в этом вопросе уже давно занял четкую позицию. Он даже назвал дату поголовной вакцинации: февраль – начало марта. Обязательность прививки означает, что непривитых будут обкладывать драконовскими штрафами и даже, как, например, требует тюбингский обербургомистр Борис Палмер (партия «Зеленые»), тюремного заключения.
Но эту дату обязательной прививки Шольц не сможет реализовать. Ведь правительство еще не предложило соответствующий закон на этот счет. С другой стороны, закон должен приниматься обеими палатами парламента: Бундестагом и Бундесратом. Как ожидается, весной пик заболеваемости COVID-19 пойдет вниз, и законодателям будет трудно объяснить принимаемые ими меры. Самым страшным противником канцлера в этом случае, иронизирует издание, будет не оппозиция, а «омикрон», распространение которого будет затухать.
Вторую ошибку Шольца издание усматривает в позиции по отношению к России и Владимиру Путину. В обострившемся противостоянии с российским лидером Шольц показал себя как сторонник политики разрядки. Этим он якобы вызывает беспокойство у американцев и поставил под вопрос международную репутацию своего министра иностранных дел. Издание разъясняет, что введение российских военных в Казахстан и скопление порядка 100 тыс. солдат на границе с Украиной не соответствует провозглашенному Шольцем «новому квалифицированному началу политики в отношении России». Автор говорит о несоответствии этих действий с требованием Путина вывести американское ядерное оружие из Европы.
Позицию же главы МИД Германии Анналены Бербок, ее решимость противостоять позиции Кремля и не допустить в качестве награды за «путинский милитаризм» введения в строй «Северного потока – 2» автор называет «разумными». Ее подход согласовывается с политикой США и восточноевропейских соседей России. Вывод звучит так: «Шольц, правда, остается канцлером, но он не способен заниматься внешней политикой». В данном случае наблюдается существенное изменение мнения ведущих массмедиа, прежде всего Бербок, которую еще недавно считали малоквалифицированным новичком на международной арене.
К третьей ошибке Шольца издание относит его недооценку процесса обесценения денег, и прежде всего для избирателей социал-демократов, то есть промышленных рабочих, объединенных в профсоюзы и претендующих на статус новых средних слоев. Обесценение денег в Германии сегодня связано с растущей инфляцией и вызванным ею значительным ростом цен на энергоносители. С января 2021 года цены на газ выросли на 308%, на мазут, использующийся для отопления, – на 60%, на бензин – на 20%. Конечно, на подорожание ископаемых энергоносителей влияет и введенный новый налог на выбросы двуокиси углерода, и именно его Morning Briefing называет главным виновником инфляции в Германии. Этот налог был введен еще в январе 2021 года, чтобы снизить выбросы парниковых газов и облегчить для Германии переход к поставленным климатическим целям.
Правда, на этот счет имеются и другие мнения. Например, европейский Центробанк возлагает вину за рост цен на газ на Москву, поскольку она не использует полностью украинский и польский транзит для поставки газа в Европу. Но ЕЦБ умалчивает, что именно политика Евросоюза, настоявшего на покупке газа не напрямую у поставщиков, а на хабах (то есть газовых аукционах), и привела к взрывному росту цен. Спекулянты просто воспользовались нехваткой газа.
Конечно, канцлер сталкивается с целым рядом проблем, при решении которых ему приходится учитывать мнение партнеров по коалиции. И главными из них для Германии на сегодня являются выбор методов борьбы с пандемией и инфляцией. И если с первой проблемой естественный ход пандемии может помочь Шольцу не вводить жестких непопулярных мер, то борьба с инфляцией завязана на много факторов. Среди них внутренние, такие как налог на выбросы, и международные – запуск «Северного потока – 2». От того, какое решение примет правительство, будет зависеть и будущее правительства.
Берлин
комментарии(0)