Стигматизация ВИЧ-инфицированных распространена у нас не только в населении, но и среди медицинских работников. Фото со страницы «Профилактика ВИЧ/СПИДа в России» в «ВКонтакте»
Цифровизация жизни и деятельности общества не могла не коснуться медицины. Она и коснулась. Все больше лечебно-профилактических организаций включают в то, что называется нынче «цифровой контур». Цифровизация здравоохранения объявляется самым перспективным направлением здравоохранения. От внедрения его ожидают много чего, в первую очередь улучшения доступности и качества медицинской помощи.
Наверно, со временем так оно и будет. Пока же иногда получается, как в песне: «Не очень плохо, с одной стороны, но очень плохо, с другой стороны». Движение «Пациентский контроль» сообщает, что с прошлого года в электронных медицинских картах медицинских информационных систем (МИС) появились данные о диагнозе ВИЧ. И теперь любой из врачей, подключенный к МИС, мог увидеть информацию о тех, кто инфицирован ВИЧ. Пациенты возмущались: они не давали разрешения на внесение своего диагноза в МИС. Им отвечали, что это все законно и находится в рамках подписанного ранее согласия на обработку персональных данных.
Изначально предполагалось, что в системы будут вноситься сведения о состоянии здоровья пациентов, исключая лиц с диагнозами из сферы наркологии, психиатрии, венерологии, ВИЧ/СПИДа, туберкулеза. Само собой, доступ к таким данным должны иметь только врачи, работающие в медицинских организациях, где был поставлен диагноз. Но на деле оказалось иначе.
Стигматизация ВИЧ-инфицированных распространена у нас не только в населении, но и среди медицинских работников. Один из пациентов рассказал, что у него были проблемы со здоровьем, не связанные с ВИЧ. Он пришел в свою районную поликлинику к терапевту за направлением на анализы, а тот увидел в электронной карте диагноз ВИЧ и заявил, что больной пусть сдает анализы и вообще консультируется по всем вопросам в своем центре СПИД.
ВИЧ-инфицированные, особенно жители небольших населенных пунктов, опасаются утечки информации за пределы поликлиник, врачи и медсестры которых могут быть знакомы с пациентами или их окружением. Разные бывают обстоятельства. О диагнозе ВИЧ иногда не знают даже члены семьи пациента. Обнародование его может привести к настоящим трагедиям.
Одна из пациенток, обнаружившая, что сведения о том, что у нее ВИЧ, видны всем врачам независимо от медицинского учреждения, начала требовать скрыть эти данные. На все запросы получала ответ, что сведения, содержащиеся в медицинских информационных системах, могут быть доступны для всех медицинских организаций без ограничений и что это не противоречит действующему законодательству РФ.
Местный Минздрав предложил, если пациентка считает, что ее права нарушены, обратиться в суд. Минздрав РФ перенаправлял запросы в местный Минздрав, ссылаясь на то, что система МИС региональная. Настойчивая девушка все-таки добилась, чтобы все ее данные, связанные с диагнозом и посещениями центра СПИД, были удалены из электронной карты местной МИС. Добивалась почти год.
Хорошо, что она такая настойчивая. А что делать другим? Не обращаться в центры СПИД? Лечиться у частных врачей? Кому позволяют средства, так и поступают.
Между тем в России есть закон, требующий сохранения медицинской тайны, – № ФЗ-323. Конечно, с этой тайной всегда были проблемы, но закон-то существует, никто его не отменял. От цифровизации здравоохранения ждут очень много. Пока что дождались этого. Получилось как всегда.
комментарии(0)