Газопровод «Северный поток – 2» остается объектом международных споров. Фото с сайта www.gazprom.ru
Визиты все еще действующего канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Москву 20 августа и в Киев 22 августа вряд ли стоит называть прощальными. В ходе поездок этот опытный политик, 16 лет руководящий крупнейшим европейским государством, решала прежде всего стоящие перед ней задачи. А они в этот год носят многоплановый характер. В первую очередь речь идет о федеральных выборах 26 сентября.
Накануне визитов немецкая пресса в один голос сообщила об активном участии Меркель в выборах. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что именно Меркель, если судить по опросам, по-прежнему является политиком номер один в Германии. Следовательно, к ее мнению прислушиваются избиратели. С другой стороны, дела ее партии – Христианско-демократический союз (ХДС), традиционно выступающий в связке с консервативной партией из Баварии – Христианско-социальный союз (ХСС), выглядят далеко не блестяще.
Судя по воскресным опросам общественного мнения, проведенным Институтом INSA, в настоящее время партия Меркель и социал-демократы (СДПГ) набирают по 22% голосов избирателей. Первоначальные фавориты гонки «Зеленые» опустились до 17%. Меркель же нужно набирать очки для ХДС/ХСС и для пока неудачливого кандидата этого партийного блока Армина Лашета. Она и попыталась именно это сделать в ходе своих блиц-визитов.
Как раз этим объясняется столь разительное отличие выступлений на состоявшейся в Москве пресс-конференции по итогам визита в Москву двух лидеров государств. Именно поэтому немецкая пресса не столь много уделяет внимания конкретике переговоров Меркель. В центре ее внимания скорее наиболее острые вопросы, которые могут развернуть ход предвыборной кампании в ту или иную сторону. Поэтому требование Меркель освободить российского оппозиционера Алексея Навального вышло на первые полосы наиболее влиятельных немецких массмедиа.
Надо понимать, что Меркель крайне озабочена будущим ее международных планов и в сфере политики, и в экономике. К ним и относятся проекты, напрямую связанные с Россией и Украиной.
Немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW) приводит в связи с этим слова Сюзан Стюарт, эксперта берлинского фонда «Наука и политика» (SWP), который играет роль неофициальной фабрики идей для правительства ФРГ. Она утверждает, что, хотя визит прощальный, канцлер продолжает свою линию на диалог с Россией, несмотря на сильно охладевшие отношения. По ее словам, для Берлина важны актуальные вопросы как двусторонней, так и международной повестки. Так, Меркель побывала в Москве и Киеве за считаные дни до предполагаемого завершения строительства газопровода «Северный поток – 2», который годами был предметом международных споров. Не случайно, что эксперт делает акцент именно на «Северном потоке – 2». И логика в этом есть.
Несмотря на заверение российского президента о практическом завершении работ по газопроводу (осталось проложить лишь 15 км) и наличие американо-германских договоренностей в сфере энергетики, которые СМИ трактовали как отказ США от санкций в отношении участников строительства, именно во время визита Меркель в Москву Вашингтон объявил о введении новых ограничительных мер против российских участников проекта. В этом плане успехом Меркель можно считать слова Владимира Путина о готовности России обсуждать транзит газа через украинскую ГТС и после завершения нынешнего пятилетнего контракта в 2024 году. Правда, при наличии его покупателей, заметил президент РФ (см. «НГ» от 20.08.21).
Но в вопросе необходимости запуска «Северного потока – 2» и в положительной оценке обоими лидерами состояния экономических отношений заканчиваются то единство, которое хотела продемонстрировать прежде всего российская сторона. Более сложной оказалась проблема урегулирования на юго-востоке Украины. Важным, однако, было то, что, как сказал Путин, «сегодня с российской и немецкой сторон была высказана серьезная обеспокоенность ростом напряженности на линии соприкосновения. С начала августа зафиксировано больше тысячи случаев нарушения режима прекращения огня, обстрелы населенных пунктов Донбасса ведутся ежедневно».
Не может не обратить на себя внимание, что Меркель при этом говорила в первую очередь «о гибели украинских военнослужащих на линии соприкосновения». Понятно, что ситуация на юго-востоке Украины чревата серьезными осложнениями обстановки на континенте. Поэтому Путин и просил канцлера «повлиять на украинскую сторону в плане выполнения всех взятых ранее обязательств» в ходе ее визита в Киев.
Конечно, встречи Ангелы Меркель с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским проходят на фоне круглых дат, из которых главная – 30-летие августовского путча, давшего толчок развалу СССР и независимости Украины. Поэтому показательна реакция Меркель на запланированную Киевом конференцию по Крыму, которой Украина намерена придать формат, аналогичный Нормандскому. Если сдержанная позиция немецкого канцлера в данном вопросе была подвергнута критике украинской стороной, то намеченное участие в ней министра иностранных дел Хайко Мааса, наоборот, критиковалось российским послом в Берлине Сергеем Нечаевым.
Правда, в данном вопросе опять-таки можно усмотреть влияние предвыборной борьбы в Германии. Маас, отставки которого за провал афганской политики потребовал ряд германских политиков, в том числе и из рядов ХДС, пытается набрать очки для себя и выбивающейся в лидеры предвыборной гонки СДПГ как раз за счет антироссийской риторики.
После своего визита в Киев и переговоров с украинским президентом Зеленским канцлер Меркель приняла решение, что вместо Мааса в саммите "Крымская платформа" примет участие федеральный министр экономики энергетики Петер Альтмайер. В принципе, это означает снижения уровня германского присутствия, поскольку на повестке дня саммита стоят чисто политические вопросы, связанные с возвращением контроля Украины над Крымом.
комментарии(0)