Фото Reuters
Александр Репкин, глава Украинской водородной ассоциации (Украинской водородной рады), отправился в Германию, и этот визит связан прежде всего с лихорадочными поисками решений, которые позволят спасти украинскую газотранспортную систему (ГТС) как постоянный источник дохода для бюджета. Ведь за пять лет, которые истекут с 2019 года, когда был подписан последний договор о транспортировке российского газа, Украина должна будет получить от «Газпрома» 15 млрд долл. США. Однако что будет после окончания срока действия нынешнего договора о транспортировке – пока неизвестно.
В Москве избегают давать конкретный ответ и предпочитают говорить о выгодных для «Газпрома» коммерческих условиях транспортировки российского газа через украинскую территорию. Устроят ли эти условия Киев, тоже пока неизвестно. По оценкам некоторых экспертов, для поддержания ГТС в рабочем состоянии через нее необходимо транспортировать не менее 25 млрд куб. м газа в год.
Запуск на полную мощность «Северного потока – 2» в сочетании с использованием «Турецкого потока» в принципе позволяет поставщику газа отказаться от украинского маршрута. Правда, в Киеве считают, что Москва и после 2024 года не сможет обойтись без украинской ГТС. Расчет при этом делается на Европейский суд в Люксембурге. Напомним, что 15 июля суд оставил в силе принятое в 2019 году решение о правилах использования газопровода OPAL, отклонив апелляцию Германии. И отныне «Газпром», как и ранее, может заполнять OPAL (сухопутное продолжение «Северного потока») только на 50%. То же самое, уверен президент украинского центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар, о чем он заявил немецкому государственному информационному агентству Deutsche Welle, касается и «Северного потока – 2». А это, в свою очередь, по его мнению, означает, что России придется и в дальнейшем использовать украинский маршрут для сохранения нынешних объемов поставок газа в Евросоюз.
Однако во всех подобных калькуляциях отсутствует главная составляющая. Как долго еще российский газ, да и газ вообще как ископаемый энергоноситель, будет нужен Европе и Германии, в частности? С учетом активности Комиссии ЕС по преодолению зависимости от ископаемого топлива и ставки на «зеленый» водород, получаемый методом электролиза, перспективы водорода как будущего энергоносителя в Европе вполне оправданны.
Сам Репкин, создавая первую в Украине водородную энергетическую ассоциацию, считал, что она станет для Украины энергетическим мостом в Европу. И он последовательно решает эту проблему. Нынешний его визит в Германию далеко не первый. Год назад он приезжал в Германию вместе с Ольгой Буславец, тогда исполнявшей обязанности министра энергетики и охраны окружающей среды Украины (подробнее в «НГ» от 09.11.20). В августе 2020 года как раз было подписано совместное заявление о создании «Энергетического партнерства» между Украиной и Германией.
Теперь в ходе поездки Репкина, как надеется украинская сторона, будут рассмотрены уже конкретные вопросы финансирования украинских водородных проектов. Сам Репкин в недавнем интервью Ukranews.com сообщил, что Украина намерена получить в рамках сотрудничества с Германией в вопросе развития водородной энергетики от 300 млн до 500 млн евро. Он утверждал, что у Украины есть все шансы стать европейским хабом водородных технологий. В отличие от многих других стран, производимый в Украине водород будет «зеленым». Как он считает, в стране имеется огромнейший потенциал по источникам возобновляемой энергии и именно в Украине можно построить такое количество источников, для которых в Европе физически нет места. Репкин называл в своих выступлениях по крайней мере пять регионов, в которых можно развивать солнечную и ветровую энергетику, которые могут стать основой для производства «зеленого» водорода.
Планы украинского Министерства энергетики предусматривают, что до 2050 года доля возобновляемых источников в стране должна составить 70%. По состоянию на 2020 год мощность ветровых электростанций (ВЭС) составила в стране 1402 МВт, а солнечных (СЭС) – 7331 МВт. Но их доля в общем энергобалансе страны пока не превышает 10% (и это с учетом гидроэнергии).
Главная проблема индустрии «зеленого» водорода в Украине состоит в том, что в стране нет собственного производства оборудования для СЭС и ВЭС. Сложно оценить необходимые инвестиции для создания подобной инфраструктуры, нацеленной на производство именно «зеленого» водорода для Европы. Как известно, «желтый» водород, производимый с использованием АЭС (что в условиях Украины вполне возможно), Комиссия ЕС рассматривать не намерена.
Более сложную проблему представляет собой транспортировка произведенного водорода. По украинской ГТС это с чисто технической точки зрения сделать нельзя. Транспортировка не представляется реальной даже в смеси с природным газом. ГТС уже эксплуатируется несколько десятков лет, и ее полной модернизации ни разу не проводилось. Водород – газ агрессивный. Он разрушает металл, который применялся при сооружении украинской ГТС. Следовательно, для прокачки водорода система требует коренной замены как трубопроводов, так и перекачивающих станций, не рассчитанных на водород. В данном случае проще построить новую ГТС специально для транспортировки водорода. Но это, видимо, вопрос далекого будущего.
комментарии(0)