Фото pixabay.com
Обсуждая постсоветское пространство, часто приходится сталкиваться с таким мнением, что ничего хорошего там быть не может (ну, может быть, за исключением Прибалтики, которая и в СССР воспринималась несколько иной страной, и была присоединена к СССР не сто лет назад, а всего семьдесят). Предопреденность, тысячелетнее рабство, незаинтересованные элиты – все это, думаю, вы слышали. «Народ такой». Но сегодня есть повод сказать о стране, которая демонстрирует отличный от России путь, при, казалось бы, более «азиатских» предпосылках и наличии похожей структуры экономики, в которой доминирует добыча сырья. Речь идет о Казахстане, ставшем тридцать лет назад независимым.
Об этой стране говорят не так часто. Хотя, по душевому ВВП, она практически равна России - $26565 при российских $27930, а скоро, видимо, ее и опередит. Во всяком случае, пандемию Казахстан прошел ощутимо лучше - показатель ВВП в 2020 году снизился на 2,6% (для сравнения, России на 3,1%). По душевой смертности на душу населения от коронавируса Казахстан составил 239 на 1 млн. человек (для сравнения – Россия 969 на 1 млн). Казахстан едва ли не единственная из постсоветских стран, которая занимает ведущие места в международных рейтингах (Doing Business Всемирного банка и многие другие), в Doing Business за 2020 год Казахстан занял 25 место (для сравнения Россия 28-е), по уровню налоговой нагрузки Казахстан еще лучше: в рейтинге Paying taxes налоговая нагрузка предприятий Казахстана оценена в 28.4%, при российских 46.2%. Это уровень Швейцарии, это уровень ниже Великобритании, не говоря уже об остальных европейских странах и США.
Кстати, сравнение со Швейцарией актуально не только в сфере налогов. Столица Казахстана становится глобальным, динамично развивающимся городом, где представители крупнейших стран мира регулярно собираются, обсуждают и пытаются урегулировать сложные проблемы (Сирия, ядерная сделка по Ирану и др.) – в силу того, что Казахстан равноудален от этих крупнейших стран и рассматривается ими как «честный брокер». У Казахстана нет вовлеченности, прямой или косвенной, ни в какие войны. Что довольно полезно для экономического развития, ничто не изменилось со времен классического британского экономиста XVIII века Адама Смита, «Чтобы привести государство к высшему уровню благосостояния, требуется немного, - а именно: мир, низкие налоги и разумные законы".
Успехи Казахстана - результат системных реформ, проводившихся там с момента обретения независимости. Слово «реформы» в России стало ругательным, власти говорят о «стабильности». В Казахстане это не так. Там есть спрос на реформы и реформаторов. Что стоило бы выделить из того, что не делали другие на постсоветском пространстве, или делали это слишком медленно и непоследовательно? Или имели особые условия в виде крупных дотаций «старшего брата» (для Прибалтики – Европейского союза, для Беларуси – России).
Структурные реформы, системно проводившиеся руководством Казахстана все эти годы, были направлены на диверсификацию экономики и создание условий для развития бизнеса и привлечение инвестиций.
Один из наиболее ярких примеров трансформации и диверсификации экономики Казахстана - создание финансового центра международного уровня МФЦА (Международный финансовый центр «Астана»). Созданный всего несколько лет назад, МФЦА уже привлек значительный пул международных компаний и поток инвестиций в экономику Казахстана. Среди партнеров-акционеров биржи МФЦА – Astana International Exchange - помимо Казахстана есть еще китайцы (Шанхайская биржа и Фонд Шелкового пути) и американцы (Nasdaq и Goldman Sachs). Наверное, это если не единственное, то одно из немногих партнерств такого рода. И это, кстати, не мешает активному членству Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана и третьей по величине страной-импортером (после Китая и Италии, несколько опережая Индию и Нидерланды). Кстати, идея ЕАЭС принадлежит именно первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, он ее высказал в 1994 году, выступая в Московском государственном университете. Приводя в пример Европейский союз, а не СССР, кстати. Да, получилось не сразу, но и Европейский союз тоже не сразу достиг своих нынешних размеров.
Что может стать важным уроком для России? Это применение для резидентов МФЦА английского права, гарантирующего международный уровень защиты инвестиций. Об этом говорили и в России лет пятнадцать назад, помните – «Международный финансовый центр в Москве»? Но российские власти не решились пойти на это. Зря, ведь этот вопрос не политический, а правовой и никак не угрожает суверенитету.
Сейчас же финансовый центр в Казахстане – реальная альтернатива Кипру и Великобритании как база для ведения бизнеса российскими компаниями, особенно учитывая санкционный вопрос. Не важно, кто именно начал санкционную историю, но быстро она не закончится. Относительно Казахстана же никаких санкций нет. И правовое регулирование там лучше российского, и налоги ниже, и не меняются каждый год (если обсуждать как альтернативу идею «регистрации в России»). К тому же, там все говорят по-русски, это плюс.
Еще один очевидный плюс - это то, что поскольку Казахстан входит в ЕАЭС, прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), открытых там резидентами России, подлежит освобождению от налогообложения.
Начав реформы несколько десятилетий назад, Казахстан, похоже, с этого пути сворачивать не собирается несмотря ни на что.
Если в России мы наблюдаем ползучую национализацию, то в Казахстане тенденции обратные. Доля госпредприятий в экономике достигла всего 8,3%. Большая часть нефте и газодобычи – частные, государственная компания «КазМунайГаз» владеет, как правило, лишь миноритарными пакетами акций. Существует мощный частный металлургический сектор, в том числе с российскими инвестициями. Реформирование экономики принесло свои результаты - инвестиции пошли в Казахстан. По данным Нацбанка с момента обретения независимости совокупный объем валового притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил порядка $350 миллиардов к началу 2020 года, что подстегнуло развитие целого ряда отраслей – от аграрного сектора до транспорта и энергетики. Так, объем производства с 2009 года в обрабатывающем секторе увеличился более чем в 3 раза, составив ¼ часть экономики страны, а доля обрабатывающего сектора в структуре промышленности увеличилась с 36 до 42%. Как синергетический эффект это подействовало на темпы развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Так, доля МСБ в 2020 году достигла около 30,5%, тогда как в 2005 году она составляла немногим более 10%. В итоге страна идет в рейтинге Doing Business гораздо выше своих соседей – Узбекистана (69 место), Таджикистана (106), Киргизии (80).
Как можно, в двух словах, подытожить этот опыт? Примерно так: государство не должно пытаться получить все и сразу. Курица не сразу начинает нести яйца. Государство должно поощрять бизнес, предоставляя более удобные условия, чем у конкурентов, у соседей. Повторим Адама Смита: ««Чтобы привести государство к высшему уровню благосостояния, требуется немного, - а именно: мир, низкие налоги и разумные законы". Казахстан движется в эту сторону. Возможно, не так быстро, как бы хотелось. Но важен вектор движения и стабильность, понимаемая не как отсутствие перемен, а как принцип неухудшения условий бизнеса.
комментарии(0)