0
18466

02.03.2021 18:10:00

Риск – благородное дело, но не для наших врачей

Готовность медиков сражаться за жизнь больного может быть уголовно наказуемой

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация, врачи, риск, медпомощь, уголовное дело

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация, врачи, риск, медпомощь, уголовное дело Чаще всего обвинения в свой адрес приходится выслушивать хирургам. Фото агентства «Москва»

Пандемия коронавируса заставила взглянуть с особым уважением на деятельность врачей: в опасных условиях они старались как могли, выбивались из сил, спасали и сами погибали. Даже памятник собираются им поставить ко Дню медицинского работника. По крайней мере так пообещал ректор Первого Московского медицинского университета им. Сеченова. Пожертвования уже собирают.

У государства на медиков, как водится, средств не хватает. Если не считать специфическую «заботу» Следственного комитета. Вот эта «забота», кажется, некоторое действие на врачей стала оказывать. Правда, не такое, как предполагало ведомство Александра Бастрыкина.

С 11 января по 10 февраля 2021 года в 146 городах России проводился интернет-опрос среди врачей, готовы ли они идти на риск при лечении пациентов, если в законе «Об основах охраны здоровья граждан» будут закреплены понятия об обоснованном риске.

Лечить людей – дело небезопасное. Оно требует зачастую решительности и смелости. Человек не машина, и не всегда рутинных действий достаточно. Каждый знает конкретные примеры, когда все средства исчерпаны, больной обречен, но врач рискнул, вышел за привычные рамки, что-то изменил в методе, и произошло чудо. Благодарные родственники говорят: «Врач от бога, спаситель». А если попытка спасения не удалась, чуда не произошло? Тогда врач – «убийца». О том, что надежды и не было, немедленно забывают. Трудно примириться с потерей близкого человека. Легче, когда ищешь виновного.

Чаще всего с такой ситуацией сталкиваются хирурги, но не только. И обычно – хорошие врачи. Неравнодушные. Готовые сражаться за больного. Но вообще любой врач хочет вылечить пациента. Естественное профессиональное желание. Старается. Не всегда получается. Не хватает опыта, знаний, может не рассчитать и ошибиться. Для этого существует страхование профессиональной ответственности врача. Но не у нас. О необходимости такой страховки твердят уже более 20 лет. Безуспешно. Врач у нас вообще не субъект права.

И вот, пожалуйста, результаты только что закончившегося опроса. Треть врачей не готовы идти на риск при оказании медицинской помощи, даже если это будет закреплено в законе. 27% ответили, что при существующей системе здравоохранения, невзирая ни на какие записи в законе, врач все равно окажется крайним. И кто кинет в них камень, если вспомнить процессы последних лет, когда на врача взваливали даже то, что в больнице не было ни соответствующего оборудования, ни полноценных лекарств. Еще 7% сообщили, что скорее всего не станут рисковать, потому что считают, что всегда следует придерживаться четких регламентов. Что скажешь – разумные люди. 44% респондентов ответили, что готовы пойти на обоснованный риск при лечении пациентов, если их действия будут оцениваться независимой экспертной коллегией. Еще 16% сказали, что делают это и так, действуя на свой страх и риск.

Заставляет задуматься то обстоятельство, что среди тех, кто действует на свой страх и риск, пытаясь спасти больного, вдвое больше врачей старшего возраста – после 55 лет. Казалось бы, молодые по определению должны быть более смелыми. Но нет – они реалистичные, не идеалисты. По-простому говоря, не хотят оказаться за решеткой.

На медицинском интернет-форуме относительно тех, кто готов рискнуть при условии существования независимой экспертной коллегии или и сейчас действует на свой страх и риск, напоминают, что никакой независимой экспертной коллегии не предвидится. Зато в Следственном комитете есть свое бюро судебно-медицинской экспертизы. Так что в перспективе у смельчаков вполне вероятно близкое знакомство с СИЗО.

В ноябре прошлого года министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал признать право медицинских работников на ошибку, учитывая испытываемые ими экстремальные нагрузки. Он-то призвал, а вот резонансное дело гематолога Елены Мисюриной, обвиненной как раз в непреднамеренной ошибке, только что направлено на новое рассмотрение. Дело длится пять лет. Кто только не вступался за Мисюрину – и медицинское сообщество, и президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. И вот – новое рассмотрение.

Перед самым Новым годом завершилось оправданием дело калиниградских врачей, обвиненных в убийстве недоношенного младенца. Об абсурдности обвинения заявляли крупнейшие отечественные акушеры-гинекологи, Леонид Рошаль публично обратился за помощью к Владимиру Путину. Присяжные оправдали врачей. Но прокуратура обжаловала оправдательный приговор.

Это – два громких дела. А сколько дел против медиков возбуждалось за последние два года, иногда просто абсурдных! Врачи внимательно за всеми этими процессами наблюдали и пришли к логичному заключению, что закон их не защитит. Значит, надо относиться к больному формально. Не рваться из жил, лучше отойти в сторонку. Умрет пациент – что поделаешь. Но в тюрьму не сядешь.

Вот о чем говорят результаты опроса врачей, готовы ли они пойти на риск ради спасения больного. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Президент Киргизии не знал, что в стране предотвратили переворот

Президент Киргизии не знал, что в стране предотвратили переворот

Виктория Панфилова

Жапаров в Баку обсуждает глобальные климатические изменения

0
3688
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
11466
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8294
Как уголовное дело превращается в уголовно-правовое хамство

Как уголовное дело превращается в уголовно-правовое хамство

Денис Писарев

Конфликт братьев Сутягинских с деловыми партнерами вылился в странную тяжбу в Ставропольском крае

0
14527

Другие новости