Протесты в Варшаве против запрета абортов. Фото Reuters
В Польше 28 января вступил в силу закон о фактически полном запрете абортов. До сих пор прерывание беременности в стране допускалось при наличии у плода тяжелого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни. В 2019 году около 98% из около 1100 проведенных в Польше абортов провели по этой причине.
Решение о запрете абортов было принято Конституционным судом Польши осенью 2020 года. Поляки выступали против запрета и устраивали акции протеста. В конце ноября на митинг вышли около 100 тыс. человек. «Долой абортный туризм!», «Польша за аборты», – выкрикивали митингующие. Волнениями были охвачены не только столица, но и Познань, Краков, Люблин, Гданьск. В церквях приостановили службы, стены католических соборов исписаны граффити с призывами сохранить женщинам право выбора.
Священнослужители просили демонстрантов разойтись, что еще больше возмущало толпу. В адрес церкви звучали обвинения в поддержке властей и давлении на Конституционный суд, запретивший аборты.
Конечно, аборты, несмотря на запреты, польские женщины делали – ездили для этого в другие страны. А у кого средств не было, прибегали к помощи подпольных «специалистов».
Польские власти были готовы к активизации протестов, пишет Gazeta wyborcza, ссылаясь на слова неназванного высокопоставленного варшавского политика. Однако решение, как реагировать на сложившуюся ситуацию, кажется, не принято.
Один из главных лоббистов запрета абортов, депутат Сейма Бартломей Врублевский выступает за принятие закона, который якобы сведет к минимуму негативные последствия решения Конституционного суда для власти. Он будет предусматривать создание при родильных домах специальных палат для женщин с тяжелобольными новорожденными, а также открытие перинатальных хосписов в каждом воеводстве Польши. Кроме того, этот закон должен будет ввести инструмент финансовой помощи для семей, воспитывающих детей-инвалидов.
28 января, после вступления решения в силу, тысячи граждан вышли к зданию Конституционного суда. Это были самые многочисленные уличные акции в стране со времен падения коммунизма в 1989 году. Движение «Протест женщин» (Strajk Kobiet) призвало жителей страны бороться за свое право выбора.
Как заявил мэр Варшавы Рафал Тшасковски, решение Конституционного суда обрекает женщину на страдания. «Много женщин, в том числе и в варшавских больницах, ждут операции по прерыванию беременности именно по причине патологии плода. Со дня на день они утратят это право. Это что-то невообразимое. Это игра человеческой жизнью и человеческими эмоциями», – возмутился он.
Недалеко от здания Конституционного суда активисты разлили на асфальте красную краску и разложили в ней плюшевые игрушки. Символом польских протестов против запрета абортов традиционно является вешалка: с помощью этого инструмента производятся подпольные прерывания беременности. Протесты против нового закона, несомненно, будут нарастать.
Конечно, все это дело поляков и разбираться с абортами и прочими своими проблемами они будут сами. Но ведь и российским женщинам есть чего опасаться. РПЦ регулярно предпринимает попытки надавить на законодателей, чтобы запретить аборты. Последняя попытка – вывести аборты из ОМС.
Ладно РПЦ, ей вроде как положена такая позиция. Но вот в конце ноября главный репродуктолог России Олег Аполихин предложил не оплачивать аборты из бюджета, создать для производства их учреждения вне системы здравоохранения – абортарии, а врачей, занимающихся прерыванием беременности, называть абортмахерами.
Самое поразительное, что это заявил главный специалист по репродуктивному здоровью, который не может не знать, чем грозит женщине подпольный аборт, к которому она прибегает, если нельзя прервать беременность в медицинском учреждении. Впрочем, вообще-то Олег Аполихин уролог, председатель Ассоциации урологов стран СНГ. Хорошо, что Минздрав проявил стойкость и не поддержал лихое предложение репродуктолога. За что российские женщины должны сказать большое спасибо.
комментарии(0)