Уникальный случай в истории отечественного образования – выпускники получили аттестаты об окончании школы еще до сдачи экзаменов. Фото РИА Новости
В ходе проведения ЕГЭ-2020 за использование шпаргалок и мобильных телефонов 850 учащихся были удалены, сообщил врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев. Он отметил, что это приблизительно на треть меньше, чем в прошлом году. По его мнению, это «неуспешные ученики», заявившиеся только на два предмета для получения аттестата. Но это не все итоги прошедшей ЕГЭ-кампании.
На самом деле даже эти цифры надо внимательно анализировать. И не спешить с выводами. Во-первых, необходимость получения аттестата – это мощный барьер на пути использования школьниками шпаргалок. Но так как сдерживающего фактора в этом году не было (напомним, экзамен сдавали только те, кто шел поступать в вузы), можно предположить, что какую-то часть школьников это могло спровоцировать на списывание. Аттестат же выдан! Руки развязаны! Чем рискуем? Но чиновники от образования пошли дальше. Они решили, что даже аннулирование результатов ЕГЭ и удаление за допущенные нарушения на экзамене никак не повлияют на выданные аттестаты. Беспрецедентная мера, согласитесь!
Во-вторых, шпаргалками пользуются не обязательно «неуспешные» ученики, как думает Анзор Музаев. В ситуации, когда даже один балл решает все (например, проходной балл в вуз), зачастую начинают действовать законы отбора.
В-третьих, то обстоятельство, что удаленных за шпаргалки с ЕГЭ в этом году стало меньше, как раз ничего не говорит об улучшении контроля. А может просто означать, что обнаруженных нарушителей меньше, чем в прошлом году.
Количество сдающих ЕГЭ по сравнению с прошлым годом сократилось на 10%. И в первую очередь это связано с тем, по словам Анзора Музаева, что Министерством просвещения было принято решение о выдаче аттестатов до экзаменов. Некоторые школьники прекратили борьбу за баллы. Провести экзамен только для тех, кто собирается поступать в вузы, было коллективной позицией руководителей образования. С таким предложением выступали еще до начала приемной кампании ведущие вузы (участники ассоциации «Глобальные университеты»). Среди них – МФТИ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, РУДН, Сеченовский университет, СПбГУ, УрФУ, ДВФУ, ИТМО и другие. И аттестат об окончании школы в этом году получили выпускники 11-х классов, имеющие итоговые отметки не ниже «удовлетворительно» по всем предметам и оценку «зачет» за итоговое сочинение.
А после выдачи аттестатов стали поступать предложения об узаконивании принятых мер на обозримое и даже необозримое будущее. Цель – снизить число выпускников, которые в 2021 году будут сдавать ЕГЭ. Для этого нужно отменить единый экзамен для тех, кто не планирует поступать в вузы, заявлял, в частности, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Но дальше лидера ЛДПР пошла фракция «Справедливая Россия». Она выдвинула предложение узаконить новшество этого года. И сделать ЕГЭ только вступительным. При этом депутаты предложили еще и наделить вузы правом самим решать, как им проводить набор – с госэкзаменом или без него. В пояснительной записке к законопроекту дается и обоснование к предлагаемым мерам: нынешние правила приема привели к значительному снижению знаний учащихся.
В законопроекте, выдвинутом «Справедливой Россией», есть еще один важный момент. Депутаты не предлагают вовсе отказаться от выпускного испытания в школе. Они выдвигают свое предложение – проводить ГВЭ (государственные выпускные экзамены). И чтобы у школьников остались стимулы хорошо учиться, справедливоросы предлагают сделать требования к государственным выпускным экзаменам выше, чем к ЕГЭ.
Оставим логику этого пункта за кадром. Напомним только, что те, кто желают поступить в хороший вуз, нанимают репетиторов, потому что сдать на «отлично» ЕГЭ можно, только позанимавшись с хорошим репетитором. Кстати, неслучайно экзамен по математике разделили на профильный и базовый по причине невозможности большинства учеников усвоить школьную программу в полном объеме.
Заметим, ЕГЭ по химии в этом году показал, что контрольно-измерительные материалы (КИМы) стали «чуть-чуть другими». Что это означает? Экзамен по химии в будущем тоже должен разделиться на два – профильный и базовый? Но если экзамены по всем предметам перевести в такой формат, к чему это приведет? Правильно, тогда мы снова придем к двум видам госэкзаменов – вступительным и выпускным. Все вернется на круги своя.
Остается решить – будет ли от этого какая-то польза самим выпускникам.
комментарии(0)