Фото сайта sledcom.ru
Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, когда получал медаль Героя Труда на Поклонной горе 12 июня, в своем выступлении еще раз обратил внимание на уголовное дело по обвинению двух акушеров-гинекологов из Калининграда в убийстве младенца. Это дело уже второй год шокирует общество и возмущает врачей. Выступление Рошаля опубликовано на сайте Кремля.
Звучит обвинение медикам жутко: убийство малолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Притом убийство по предварительному сговору, то есть заранее задуманное. Убийца – реаниматолог Элина Сушкевич, организатор преступления – и.о. главного врача родильного дома Елена Белая. Сюжет для триллера: крохотное существо, умещающееся на ладони, едва успело разок вздохнуть, и ему тут же ввели отраву…
Кто же этот таинственный младенец, появления которого на свет никак нельзя было допустить, так что пришлось пойти по пути царя Ирода? Наследственной монархии у нас вроде нет, но, может, отпрыск какого-то могущественного олигарха, и убийство – месть за что-то этому олигарху? Невольно вспоминается и гибель царевича Димитрия. В общем, есть где разгуляться воображению.
Действительность заставляет смирить фантазию. Все очень буднично. В калининградский роддом пришла самая обычная женщина, приезжая из Узбекистана, у которой начались преждевременные роды. До этого у нее уже было два выкидыша, теперь прошло чуть более половины беременности, и она прервалась. Собственно, как пыталась женщина сохранить беременность, неизвестно, потому что нигде не наблюдалась и ни в какие женские консультации не обращалась. Просто пришла в роддом с уже начавшимися родами и родила плод весом 700 г.
Кому мог помешать ее ребенок? Зачем нужно было его убивать? Следователи считают – для статистики. Для статистики роддома удобнее было бы, чтобы он считался мертворожденным.
Согласно материалам следствия, в ноябре 2018 года в калининградском роддоме родился глубоко недоношенный ребенок массой тела 700 г. Следователи считают, что и.о. главного врача опасалась ухудшения показателей статистики роддома, а также решила «сэкономить ресурсы». Она якобы дала указание Элине Сушкевич ввести ребенку смертельную дозу сульфата магния, после чего «в историю родов были внесены заведомо ложные сведения о том, что имел место факт интранатальной смерти, то есть гибель плода».
Тут надо сделать некоторые пояснения. В 2012 году Россия присоединилась к рекомендациям ВОЗ выхаживать новорожденных с 22-й недели беременности. До этого они регистрировались как плоды. Президент Российского общества акушеров-гинекологов академик Владимир Серов считает, что сделано это было преждевременно: «Наше Общество акушеров-гинекологов трижды обращалось в Минздрав России, предупреждая, что нам рано переходить на нормативы ВОЗ. Высказывали это мнение на съездах, пленумах, но никто не обратил на него внимания».
В самых развитых странах смертность детей с экстремально низкой массой тела достигает 70%, а при весе от 500 до 750 г – до 90%. Из выживших 70% являются инвалидами тяжелой и средней степеней, каждый третий – слепой, каждый четвертый – детский церебральный паралич и многое другое. Кстати, в рекомендациях Американской профессиональной ассоциации акушеров-гинекологов указываются сроки живорождения 24–25 недель. Роды в 22 недели беременности сами по себе высокий риск для ребенка. Выживаемость таких детей очень низкая: согласно мировой статистике, менее 20%.
Спасать (а вовсе не убивать) младенца была вызвана в роддом как специалист-неонатолог Элина Сушкевич. Несмотря на все необходимые реанимационные мероприятия, шансы выжить у ребенка были крайне малы. И он погиб.
Российское общество неонатологов 16 апреля 2020 года опубликовало открытое письмо с заявлением, что обвинение Элине Сушкевич «не только чудовищно по своей сути, но и не подкреплено серьезными научными данными».
В Следственном комитете в ответ на протесты врачей подчеркивали, что «следствием не ставится самоцель привлечь к ответственности врача, но в данном случае причастность к гибели ребенка подтверждается собранными доказательствами и результатами проведенных экспертиз».
Элину Сушкевич пытались защитить также родители недоношенных детей, которых выхаживала врач. Профсоюз работников здравоохранения Москвы настаивал на дополнительной проверке материалов дела Сушкевич, а также на создании государственной комиссии с привлечением общественности по этому делу. Но нет. В конце апреля Белую и Сушкевич оставили под домашним арестом до 17 октября 2020 года, сохранив все установленные для них ранее ограничения.
На днях Леонид Рошаль отметил, что следствие сработало непрофессионально, и заявил: «Необходимо направить дело на новую экспертизу, а этих следователей уволить». Не надеясь, что его слова возымеют действие, он при вручении ему Владимиром Путиным медали Героя Труда заявил: «Нужно очень внимательно посмотреть на то, что происходит в Калининграде, когда двух врачей судят за убийство. Такого не было в России с 1953 года».
Реакция последовала уже на следующий день: глава Следственного комитета Александр Бастрыкин приказал изучить уголовное дело врачей и о результатах доложить ему лично. Появилась некоторая надежда, что абсурдное обвинение будет снято.
комментарии(0)