0
9075

10.06.2020 19:17:00

"Детско-взрослые общности" на основе любви к Отечеству

Зачем понадобилось создавать педагогический "конструктор" под названием "Примерная программа воспитания"

Тэги: школа, воспитание, примерная программа, апробация


школа, воспитание, примерная программа, апробация Школам предложено самостоятельно формировать план воспитательной работы, но и отчетности прибавится. Фото с сайта wwwbibsel.ru

В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ «О проведении апробации программы воспитания» от 14 февраля 2020 года Институт стратегии развития образования РАО приступает ко второму этапу апробации примерной программы воспитания. По словам создателей, проект «Примерная программа воспитания» – это «конструктор», из которого школы смогут создавать необходимые для них собственные программы, подбирая и добавляя «детали» под свою специфику».

Авторы отмечают, что акцент в документе сделан не на мероприятиях как таковых, а на «создании в процессе совместной деятельности детско-взрослых общностей, объединяющих ребят и педагогов общими интересами, увлечениями, чувствами, эмоциями». Что предлагает «конструктор»?

Прежде всего завучу по воспитательной работе предлагают собрать команду единомышленников. Вокруг обязательно найдутся люди, которым не безразлична судьба детей. К сожалению, констатируют авторы, таких учителей в школах сегодня все меньше и меньше. Далее авторы предлагают проанализировать уже проделанную в школе работу. И уже затем разбирают понятийный аппарат: что такое воспитание, каковы его цели, задачи и т.д.

Воспитание – это, согласно авторам «конструктора», управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Здесь они особо обращают внимание на то, что имеется в виду «не управление ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а управление развитием личности ребенка». Управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – значит создавать благоприятные условия для этого.

«Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания».

Идем дальше по тексту: «Результаты всегда нечетки и до конца не определенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т. п».

Другими словами, результаты воспитания никогда не будут конечными. Их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно неизвестно, через какой промежуток времени то или иное оказываемое на ребенка влияние отразится на нем, повлечет, если вообще повлечет, за собой те или иные изменения в его личности. Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике, а в динамике.

В общем, читаешь, и временами складывается ощущение, что это даже не методичка по организации воспитательной работы в школе, а некое эссе, написанное в свободной манере. Авторы аккуратны в формулировках. И похоже, более всего боятся обвинений в тоталитаризме. Никаких новых идей и никакой новой идеологии документ в себе не несет.

Между тем «Примерная программа...» должна заменить с 1 сентября три разных документа. Напомним, что программа и календарный план как обязательный элемент воспитания находятся на утверждении законодательной власти по инициативе президента РФ.

Недавно президент Владимир Путин заявил о поправках в закон «Об образовании». Школы готовятся к тому, чтобы иметь рабочую программу и календарный план по воспитательной работе. После принятия закона обещали примерный документ, по которому каждая образовательная организация сформирует свой план. Среди обязательных разделов там должны были быть прописаны подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся и, конечно, показатели эффективности воспитательной работы.

Новые поправки в закон уточняют понятие воспитания. К прежней формулировке добавили слова про патриотизм и любовь к Отечеству.

Процитирую новеллу полностью: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Хочется процитировать одного известного педагога: «Индивидуальный подход к детям не означает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывает и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер. Надо уметь предъявлять бескомпромиссные требования к личности ребенка, имеющего определенные обязанности перед обществом и отвечающего за свои поступки». Так считал Антон Макаренко, автор процитированного отрывка.

Впервые программный документ Макаренко был опубликован (в порядке обсуждения) в газете «Правда» 23 марта 1938 года. Публикация вызвала более 2 тыс. откликов читателей – учителей, родителей, партийных работников. Насколько все изменилось за эти без малого 100 лет! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1913
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6729
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
7239
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
10187

Другие новости