Фото pixabay.com
Ситуация, сложившаяся после того как России не поддержала предполагаемое многими обозревателями очередное уменьшение квот на добычу нефти, становится взрывоопасной для многих производителей нефти. Банк Goldman Sachs выпустил прогноз, как сообщал Bloomberg, согласно которому цена Brent может упасть до 20 долларов за баррель в ближайшие недели. Банк резко понизил свой прогноз по средней цене Brent во втором и третьем кварталах 2020 года до 30 долларов за баррель. Но, некоторые считают, что не за горами даже уровень 10 долларов за баррель. Ведь спрос на нефть неэластичен по цене. Там даже устойчивое 10% превышение добычи над спросом роняет в итоге цены кратно. Понятно, что подобное снижение цены на «черное золото» станет своего рода политической катастрофой для целого ряда нефтяных стран. В зону риска попадают и Венесуэла и Бразилия, и даже Канада и Австралия, не говоря уже о Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Нигерии и Анголы.
В российском бюджете базовая цена нефти Urals на 2020 год составляет 42,4 доллара. Эта отметка важна для бюджетного правила, поскольку при падении цен на нефть ниже указанного уровня Минфин должен продавать валюту. Правда министр Антон Силуанов уверен, что накопленные золото-валютные резервы (7% ВВП) позволят России продержаться (т.е. профинансировать свои бюджетные обязательства). В сентябре прошлого года Банк России опубликовал рисковый сценарий с ценами на нефть по 25–35 долларов за баррель в 2020–2022 годах. В этом сценарии в российской экономике наступает рецессия, ВВП падает на 1,5–2% в текущем году. Инфляция в рисковом сценарии подскакивает до 6,5–8% в 2020 году из-за значительного ослабления рубля.
Однако следует понимать, что обычно Urals торгуется со скидкой 2–7 долларов за баррель к цене Brent. Другими словами, приемлемая цена Brent для российского бюджета составляет $45–50 за баррель.
Если прогнозы падения цен на Brent сбудутся, то российскому бюджету придется непросто. В отличие от Саудовской Аравии у России нет больших свободных мощностей по добыче нефти. Оперативно Россия сможет нарастить лишь около 300 тысяч баррелей в сутки. Это незначительный объем по сравнению с потенциальными возможностями саудитов. К тому же при таком уровне цен оперативный объем вряд ли сможет компенсировать выпадающие доходы.
10 марта котировки акций российского нефтегазового сектора обрушились с начала торгов вслед за падением нефтяных цен. Отказ от продления сделки ОПЕК+, о чем стало известно 6 марта, негативно повлиял на рубль, который обновил свои минимумы с января 2019 года. Центробанк сообщил о приостановке покупок валюты на открытом рынке на 30 дней, а Минфин намерен продавать валюту из ФНБ на рынке. Эти меры могут смягчить реакцию курса рубля на падение нефтяных цен.
Дешевеющая нефть может рикошетом ударить и по климатической политике многих стран, прежде всего Европы. Возобновляемые источники энергии начинают проигрывать стремительно падающим в цене невозобновляемым органическим ресурсам. И вряд ли правительства смогут повлиять на рыночную экономику, заставляя ее переключаться с дешевого на дорогое сырье. Падение конкурентоспособности на мировых рынках обязательно сыграет в этом случае свою корректирующую роль.
Разумеется, что как отмечают некоторые обозреватели, решение России направлено на предотвращение захвата ее традиционных рынков сбыта теми странами, которые не участвуют в соглашениях ОПЕК+. В данном случае речь идет в первую очередь о США. В Кремле поняли, что договориться со Штатами в отношении предотвращения дальнейших санкций, связанных с энергетическим сектором не удастся.
Расчет вдохновителей российского неучастия в акциях ОПЕК (а это прежде всего Минэнерго) исходит из того, что американским производителям сланцевой нефти просто не хватит финансовых ресурсов для производства требуемого для их устойчивого развития добычи быстро дешевеющей нефти. Такие действия можно рассматривать как своего рода ответ за американские санкции, касающиеся «Северного потока-2».
Однако, можно предположить, что принимая такие меры в Кремле не учитывают общей ситуации, связанной с охватившей многие страны мира эпидемией коронарного вируса, которая угрожает перерасти в пандемию. Следствием данной ситуации станет общее падение экономики. Предполагается, что, например, в ФРГ возможный экономический рост не превысит 0,3%. Мир ждет глубокий обвал финансовых рынков при явной стагнации экономического роста. Можно ли в таких условиях играть на демпинге, как это предполагают сделать в Кремле, в таких условиях вопрос довольно спорный. Ведь в преддверии голосования по проекту новой Конституции, федеральных выборов 2021 года «жесткая посадка» рубля, на которую скорее всего пойдут российские монетарные власти, может обернуться потерями для социально слабо защищенных слоев населения, прежде всего за счет роста цен. В результате непредсказуемым становится как результат предстоящих выборов в Госдуму и решение вопроса о трансфере власти после окончания президентского срока Путина в 2024 году.
комментарии(0)