Фото автора
Тут однокашник по Калининградскому высшему военно-морскому училищу и потом сослуживец по Риге и Балтийску Шура Замятин, зная, что я люблю в «НГ» писать о всевозможных праздниках, напомнил в письме, что 17 февраля (то есть сегодня) – День спонтанного проявления доброты.
Замечу откровенно, что на флоте с проявлением доброты, особенно спонтанной, как известно, большие проблемы. Помнится, Дима Бенеманский, командир БЧ-5 (проще говоря, механик) сторожевого корабля «Туман», после швартовки сошел на берег. В вагончик штабной пошел, дабы доложиться об успешном возвращении корабля дивизионному механику.
Тем временем, как и положено, бравый электрик матрос Бердыев собрался было переходить с корабельного питания на береговое. И полез в щит. Без перчаток резиновых и коврика. Под моросящим дождиком. Что и узрел возвращающийся на «коробку» (то есть на корабль) механик. Сердце его не выдержало такого святотатства и, проходя мимо Бердыева, Дима схватил его за шкирку и тут же отшвырнул от щита. Спас, словом, от смерти. Правда, дав при этом мимоходом по скуластой физиономии.
В результате у Бердыева фингал под глазом, у Бенеманского – по партийной линии «строгий выговор с занесением в учетную карточку». Доказать паркомиссии, что он спас моряка от удара в 380 вольт, Дима, естественно не смог. Потому что удара не было, а фингал у моряка был.
Это и есть спонтанное проявление доброты по-флотски. Как со стороны Димы, так и со стороны комдива.
Потому что на флоте есть только один закон, в котором всего два параграфа. Параграф первый: начальник всегда прав. Параграф второй: если начальник не прав, смотри параграф первый.
И два правила. Во-первых, куда матроса не целуй – всюду задница. Во-вторых, матрос отличается от ребенка только размером члена. Поэтому доброта к подчиненным на флоте приравнивается к преступлению. И с этим настоящий моряк даже спорить не будет.
Кстати, служил у нас командиром дивизиона капитан 2 ранга Николай Добродеев. По прозвищу Аздеев. Для сухопутных читателей поясню. Поднятый на мачте флаг «Добро» на флоте означает «Да. Согласен. Разрешаю. Имею». А флаг «Аз» читается как «Не. Нет. Не согласен. Не разрешаю. Не имею». Когда подчиненные приходили к Добродееву с какой-либо просьбой (мол, товарищ командир, прошу добро на что-то...), он отвечал коротко: «Аз!» И все всё понимали. И вылетали из кабинета, потому что в расшифровке флага «Добро» наш комдив признавал только слово «имею».
На эту тему, кстати, есть стихи одного из флотских поэтов (фамилию уже не помню). Но начало там такое:
Товарищ мой повинен в доброте,
Товарищ мой на доброте обжегся.
Его приводит к роковой черте
Жестокий смысл почти что парадокса…
А концовка такая:
Друг отгремит обидою на всех,
Но будет вечной истиной одарен –
Что в расписаньях штатных ВМФ
Нет должности такой – хороший парень.
комментарии(0)