Утренняя летучка в «НГ» - время мозгового штурма. Фото Людмилы Михэеску
Сегодня – День российской печати. Праздник этот был учрежден постановлением Президиума Верховного совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года и связан с исторической датой – началом издания первой российской печатной газеты «Ведомости», основанной в 1703-м указом Петра Первого. До 1991-го мы, разумеется, отмечали День советской печати. Он праздновался 5 мая, в день выхода первого номера большевистской газеты «Правда». То есть новые российские власти оригинальничать не стали – заменили Ленина Петром Первым, а «Правду» – «Ведомостями».
У меня в журналистику путь оказался оригинальным. В 1973 году я поступил на артиллерийский факультет Калининградского высшего военно-морского училища. На втором курсе отправил свою первую заметку (эссе про звезды – бред полный, строк на 50) во флотскую газету «Страж Балтики», за которую вскоре получил по почте гонорар в размере 5 рублей.
Это так воодушевило курсанта Рискина (жалованье составляло 3 рубля плюс 80 «табачных» копеек), что стал писать регулярно. Чем дальше, тем не то чтобы лучше, но больше. К третьему курсу, когда курсантское жалованье достигло 15 рублей и тех же 80 «табачных» копеек, ежемесячные гонорары от «Стража Балтики» достигали 30, 40, а то и 50 целковых! Что обеспечивало советскому курсанту более чем вольготную жизнь.
Все это вызвало жгучее желание стать военным журналистом. Которое, увы, сразу же напоролось на преграду. Во флотской газете сказали: «Послужите пару лет, а потом мы посмотрим».
Послужить пришлось несколько дольше. Сначала на сторожевом корабле «Туман» в Лиепае, потом на морском тральщике «Марсовый» в Риге, потом на малом разведывательном корабле «Линза» в Балтийске и, наконец, на тральщике «Дмитрий Лысов» опять же в Риге. Семь лет на «железе». Плюс минно-торпедный склад в Риге.
И лишь через 11 лет офицерской службы с нежно любимым личным составом удалось стать военным журналистом. То есть перейти на службу в газету «Страж Балтики».
Хорошие были времена. Перестройка, гласность… Дошло до того, что коллеги из «Стража Балтики» опубликовали расследование о том, как адмиралы Балтийского флота грузили на большие десантные корабли корабельные винты (вполне добротные) и продавали их в Польше по цене цветного металла (латунь все-таки). Адмиралов наказали. Естественно, гуманно.
Когда Маше Рискиной было 8 лет, она представляла «НГ» именно в таком виде. Сейчас Мария Андреевна работает в отделе политики газеты |
В середине 90-х, когда уже уволился в запас и переехал из «оккупированной» Латвии в Новгород (Великим он стал чуть позже), я начал работать в областной газете «Новгородские ведомости». Тогда в городе было всего две газеты – областная и городская. А сейчас – десяток интернет-изданий, куча блогеров, даже факультет журналистики открыли в местном университете имени Ярослава Мудрого. В общем, процветает российская журналистика.
А в 1996 году, помнится, приехал в Новгород Михаил Сергеевич Горбачев. Собрался весь цвет местной журналистики – человек пять, не более.
Михаил Сергеевич в своем репертуаре – закатывает речь на час.
Только Горбачев речь отбалаболил, я спрашиваю:
- Михаил Сергеевич, а вы будете баллотироваться на выборах президента России?
Речь еще на полчаса.
Не выдерживаю, прерываю:
- Михаил Сергеевич, я задал простой вопрос: «Вы будете участвовать в выборах президента?»
Еще четверть часа говорит, но на вопрос не отвечает.
Плюнул я на все это и вышел из зала.
Вы бы видели, как на меня потом смотрели коллеги - мол, ты совсем обалдел, это же Горбачев! Вот такая была провинциальная журналистика. Кстати, я тогда им сказал: «Не бывает неприличных вопросов, есть неприличные ответы».
Я и сейчас занимаюсь журналистикой. Не в провинции, естественно, а в «Независимой газете». И получаю от этого исключительное удовольствие. А может ли быть иначе, если приходится читать в гранках вот такое, к примеру:
«Не оказаться по разные стороны торпедных аппаратов» (это заголовок к статье в «Независимом военном обозрении»). Это как? С одной стороны минер снаряжает аппарат торпедой, а с другой стороны некий чувак ловит эту самую торпеду (да еще и под водой, ведь речь идет о подводном флоте).
Или вот вариант заголовка на полосе «Войны и армии» в основном номере «НГ»: «В космосе запахло порохом» (в безвоздушном пространстве, вообще-то, пахнуть не может). Особенно этот заголовок впечатляет в сочетании с подзаголовком: «Появится ли в военной телеге Америки шестое колесо».
Или вот еще в «НГ»: «Странно, почему наши зенитно-ракетные комплексы С-400 не сбили израильские ракеты, которые летели на территорию Сирии с агрессивными целями?»
И далее - тоже без комментариев:
Та самая заметка про отечественных «ночных бабочек» |
«Президентский указ вышел своевременно, но с опозданием, как минимум, на два года».
«В том, что в возможных боевых действиях в Крыму будут участвовать именно уроженцы из Херсонской области, это, видимо, тоже не случайно».
«В ударах по боевикам в Сирии примут участие иранские ракеты».
«По всем каналам с начала сезона в хвост и в гриву показывают документальные, постановочные, исследовательские фильмы и передачи о Ванге».
«Авангарды» полетят по врагу на ракетах, полученных в Украине».
«Кэмерон, несомненно, выдающийся оратор. Иначе шапка главы кабинета ему была бы не по плечу».
«А почему бы нам, как это делают американцы, ради защиты своих граждан не поднять в воздух эскадрилью авианосцев?»
Да я и сам грешен, иногда напишешь такое, что потом сам удивляешься. Помнится, писал статью про путан и назвал их «нашими». Но старшие товарищи, слава богу, вовремя поправили, да еще и подначили (см. фото).
Но, в общем, журналистика в России жива, что бы ни утверждали злопыхатели. Потому что пока есть читатели, есть и те, кто для них пишет.
С праздником, дорогие коллеги!
комментарии(0)