Из архива автора |
А теперь просто о подарках. Есть такая старая байка. Офицеры корабля собрались в кают-компании и думают, что же командиру подарить на день рождения. Чтобы эффектно, но экономно. Встает замполит: «Я думаю, что лучший подарок – это книга». Тут приподнимается старпом: «Не, книга не пойдет. Я у командира был дома – у него уже одна книга есть».
Помнится, накануне моего дня рождения, когда я служил на морском тральщике «Марсовый» (мы его продавали лучшему другу Советского Союза полковнику Муаммару Каддафи), офицеры и мичманы тоже обсуждали, что мне подарить. Ну, книгу не рискнули, знали, что у меня дома не одна. И решил подарить большую настольную зажигалку. Ну, скинулись, естественно. А за подарком отправили механика (то есть командира БЧ-5) и мичмана – секретаря комитета комсомола дивизиона.
Тут наступает день рождения, все меня поздравляют, но подарок не вручают. Причем среди поздравляющих - ни механика, ни мичмана. Потом выяснились детали: по-быстрому купив настольную зажигалку, они начали поход по рижским кабачкам. Дело было после получки, так что гуляли долго. Последним пунктом оказался ночной кабак «Русе» (названный в честь болгарского побратима Риги). А так как в «Русе» программа кончалась одинаково – разводом (и вовсе не суточного наряда), то им попался двухсуточный развод с пропитием всего до копья и намоткой на оное копье. В итоге один попал в комендатуру (в пьяном виде), а второй в госпиталь – с триппером. А подарок мне сделали в политотделе – очередной выговор. Кстати, зажигалку они все-таки не потеряли и мне в итоге вручили. Но на этом история не закончилась.
Потом автор этих строк, как напомнил мне штурман Шура Замятин (мы жили в одной каюте), уже получив зажигалку, «как всегда, как молния, залетел в каюту, прикурил от этого «стационара» и вылетел, не заметив, что он не выключился, т.е. колпачок не опустился и не погасил пламя». В итоге зажигалка стояла и горела на столе, как свеча у Пастернака, раскалилась, занялось топливо и близлежащее барахло... Потом, подсчитывая общую стоимость зажигалки, прибавляя стоимость восстановления сгоревшего секретера, оплавившихся стекловолоконных занавесок, погоревших наших бумаг, широкие и прогрессивные народные массы только мычали и головой качали. Кораблик, к счастью, не сожгли. Но, в общем, день рождения удался!
На сторожевом корабле «Туман», куда я пришел безусым лейтенантом, командир БЧ-5 Дима Бенеманский мне в первый же день сделал подарок. Подарил открытку, на которой зайчик был изображен. И говорит: «Так, Андрюха, если нужен какой совет, обращайся. Но на открытке за каждый совет ставишь цифру 50. А по итогам месяца суммируем. И получаем количество коньяка, который ты мне должен». Пару месяцев по пузырю ему ставил. Зато прошел школу корабельной жизни, как говорится.
Бывают подарки очень даже удачные. Мне как-то подарили пластинку с песнями Высоцкого. Маленькую, на четыре песни. И там была песня «Утренняя гимнастика» (слушай на видео). Так я ее в море по трансляции запускал, когда моряки на физзарядку выходили. Это в 11 утра, как раз во время моей вахты.
А тут замполит отряда ОСНАЗ Сергей Платонович Шпак решил меня отправить под лезвие вышеупомянутой «красной гильотины». Пришел ко мне в каюту и говорит:
- Рискин, вы ведете аморальный образ жизни!
Я в ответ:
- Товарищ капитан 2 ранга! Я не могу вести аморальный образ жизни по определению. Я же холостой.
Шпак онемел (а надо знать семейное положение подчиненных!), задумался и нашел новый повод меня прищучить:
- А у вас, товарищ старший лейтенант, на корабле звучат песни Высоцкого во время физзарядки. А Высоцкий – антисоветский певец.
Из архива автора |
- Товарищ капитан 2 ранга. Видите, что здесь написано? А тут написано – фирма «Мелодия». Вы что, думаете, государственная фирма будет миллионными тиражами выпускать пластинку с песнями антисоветского элемента?
Сергей Платонович сразу и сдулся. Конечно, потом он меня все равно прищучил, но за что конкретно, я уже не помню…
Вообще-то, лучший подарок мне вручили сослуживцы по малому разведывательному кораблю «Линза». Было это в 1982 году. Так уж получилось, что 26 декабря (то есть в День подарков) у меня день рождения. И вот такая история.
Дело было на боевой службе. Шел уже четвертый месяц похода, а курева взяли только на три (кто ж знал, что боевую службу продлят). Перешли на елочную хвою (Новый год был на носу, так что веточками запаслись) , спитый чай, на мостике моряки дыру в нактоузе (железная тумба, на которой установлен судовой компас) пропилили, чтобы бычки, которые туда командир когда-то бросал, достать... В общем, засада. Для наглядности поясню. В море, да и на берегу, офицеры каюты не запирают. И никогда у меня из каюты ничего не крали. А в том походе стырили бычок «Примы». Но я, понятное дело, даже не обиделся.
В общем, дрейфуем в Северном море. Только что перестало штормить. Я по традиции после полуночи (то есть у меня уже праздник!) обошел весь кораблик, поднялся на мостик, поболтал с кэпом... Иду в каюту и думаю: «Вот же сволочи, ни один не вспомнил, что у меня день рождения!»
Захожу в каюту, а у меня на столе бутылка шила (спирта) и... пачка сигарет «Ту-134». А также открытка, подписанная всеми офицерами (я ее до сих пор храню). Вот это был подарок! А потом пришел начпрод (а с ним балык, сервелат и т.д.). Все, кто отстоял вахту, заходили ко мне в каюту, чтобы поздравить и выпить за мое здоровье. А док Савелий Штангаров за меня даже вахтенным офицером в тот день отстоял. Потому что вахту я нес с 08.00 до 12.00, а в тот день у меня подняться на мостик сил уже не было…
А еще, когда я поступил в военно-морское училище, мама с братом подарили мне 8-миллиметровую камеру «Кварц-2М». Это в те годы был уникальный (и дорогой) подарок. Именно благодаря этому у меня и сохранились фильмы и об училище (смотри видео), и о службе на кораблях.
Так что сегодня двойной повод принять с друзьями по 150.
комментарии(0)