Подводная лодка Б-380 в ПД-16. Севастополь. Южная бухта. Фото Pavlo1 wikipedia.org
В ночь на воскресенье в Южной бухте Севастополя затонул плавучий док ПД-16. На стапелях дока находилась подлежащая утилизации подводная лодка Б-380 (ранее «Горьковский комсомолец»). Субмарина в итоге всплыла, а вот доr так и остался затопленным.
«Плавучий док ПД-16 и корпус подводной лодки (такие на флоте называют «Букашками»), находившийся в нем, выведены из эксплуатации флота более 10 лет назад и подлежат утилизации, – сообщил вчера Интерфакс. – В настоящее время проводятся технические работы для подготовки к буксировке к месту утилизации».
Причина затопления дока – его техническое состояния. Это понятно, если учесть, что большой плавучий док ПД-16 был заложен в 1938 году на Николаевском судостроительном заводе им. 61-го коммунара. Его назначение – доковый ремонт подводных лодок, эсминцев, тральщиков, судов обеспечения с водоизмещением до 5 тыс. тонн. Плавдок находится в Севастополе с 1945 года.
В доке находилась большая дизель-электрическая подводная лодка Б-380 – ранее «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом», спущенная на воду в 1982 году.
Это второе ЧП с подводными лодками за неделю. 12 декабря сообщалось, что выведенная из состава Тихоокеанского флота дизельная подлодка частично затонула по пути на утилизацию в Приморском крае. Инцидент произошел по пути из Владивостока в Находку в месте, где глубина составляет 47 метров. При этом длина самой субмарины – 72 метра.
К счастью, никто не пострадал. Речь, по некоторым данным, идет о дизельной подлодке Б-260 «Чита» была в составе ТОФ с 1982 года. Она относится к проекту 877 «Палтус». Субмарина способна развивать скорость до 17 узлов, длина ее корпуса – 72 м, ширина – 9,9 м. Лодки вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами и предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, а также ведения разведки. Эти субмарины – одни из наиболее малошумных серийных подлодок РФ. Примечательно, что лодку вывели из состава ВМФ еще в 2013 году, то есть когда ей был 31 год. Что, кстати, не такой уж старый возраст для корабля. Затонула лодка, видимо, из-за халатности. Что-то где-то не полностью задраили (кингстоны там или что-то еще). Опять пресловутый «человеческий фактор».
Самый трагический случай гибели выведенных из состава флота субмарин произошел в 30 августа 2003 года, когда атомная подводная лодка К-159 затонула при буксировке на утилизацию в Баренцевом море. На борту субмарины находились десять членов экипажа, девять из них погибли.
Не все гладко и с плавучими доками. 30 октября 2018 года при выводе «Адмирала Кузнецова» из плавучего дока ПД-50 сложилась нештатная ситуация, в результате которой док затонул. Один из его кранов упал на палубу крейсера. Корабль после ЧП отбуксировали на территорию 35-го судоремонтного завода, где на днях случился пожар. До сих пор неясно, удастся ли вернуть док (единственный подобный в стране) в строй. Кстати, Максимальная глубина, на которой находится плавдок с полным водоизмещением в 215 тыс. тонн, составляет около 60 метров.
Тут вообще много неясно, то ли ПД-50 поднимут и восстановят, то ли два сухих дока объединять в один и туда поставят «Адмирала Кузнецова». В любом случае заложено на это в бюджете 23 млрд рублей.
Кто догадался поднять на стапели севастопольского дока, который, по признанию самих судостроителей, сам подлежит утилизации, «Букашку», приходится только догадываться. Проблема еще и в том, что в России крупно тоннажные доки практически не строятся. Даже в советские времена мы их покупали в Швеции, Японии и даже Югославии. Теперь, когда вовсю действуют западные санкции, а мы мечтаем об океанском флоте, пора, похоже, всерьез заняться этой проблемой. Иначе утопим не только списанные корабли, но и действующие.
В районе затопления дока с подлодкой в Севастополе, как сообщил сегодня врио губернатора города Михаил Развожаев, произошел разлив нефтепродуктов. По его словам, место ограждено. «Работы по ограждению разлива нефтепродуктов оперативно завершены. Корпус лодки уже пришвартован к причальной стенке – завтра его отправят на утилизацию», – сказал Развожаев.
Он подчеркнул, что мероприятия по утилизации проведут ускоренными темпами: «Плавдок также будет поднят и утилизирован. Никакой опасности для жизни людей и экологии этот инцидент не представляет». В общем, возникает еще один вопрос о бардаке в ВМФ России и Оборонно-промышленном комплексе: почему на субмарине, находящейся в доке, оказалась соляра? За такие вещи, как написал мне один флотский товарищ, «ответственных надо вешать на рее».
комментарии(0)