2
86167

11.12.2019 18:48:00

Пришли мюмзики, и не стало математики

Новые учебники вводят родителей в легкий ступор

Тэги: исследование, математика, школьники, функциональная грамотность


исследование, математика, школьники, функциональная грамотность Новые учебные пособия по математике вдохновляют, но толку от них мало. Фото РИА Новости

В 2021 году к нам снова придет PISA (международный мониторинг, оценивающий функциональную грамотность школьников со всего мира). Исследование PISA-2021, судя по представленной концепции, будет посвящено царице наук. И должно показать миру, насколько эффективно образовательные системы разных стран готовят своих детей к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни. Насколько школьник способен формулировать, применять и интерпретировать математику для решения практических задач. Исследование PISA проводится циклично: раз в три года. Россия принимает участие во всех исследованиях PISA, начиная с первого в 2000 году. В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений: читательской грамотности, математической и естественнонаучной. Последний раз математика была в фаворе в 2012 году. Приведу пример типичного задания, которое выполняют обычно школьники.

Выглядит оно примерно так. Кристина только что получила водительские права и хочет приобрести машину, которая бы отвечала определенным параметрам. В таблице даны эти параметры. Дальше даны параметры разных других машин, из которых предстоит девушке сделать выбор. И предлагается найти среди них подходящую машину. С подобной задачей из материалов PISA 2012 года справились 87% российских школьников.

Если в заданиях 2021 года будет что-то примерно такое – волноваться вроде бы не о чем. Хотя сомнения у меня есть. И большие. Нет, мне и раньше приходилось слышать, что детей сегодня на уроках надо «увлекать». И примеров этого и в нашей практике, и зарубежной достаточно. Вот, читаю, что преподаватель Андреас де Брюин из Германии заменяет урок мировой художественной культуры «управляемыми медитациями» о произведениях искусства. Школьники не сидят за партами, слушая про картину, а идут в музей, садятся перед полотном и под классическую музыку изучают его, пока учитель аккуратно предлагает им обратить внимание на детали изображения.

А преподаватель Алонсо Матео Гомез из Испании предлагает старшеклассникам познакомиться с историей холодной войны, участвуя в разработке настольной игры по этому периоду. Школьники изучают документы, поднимают хроники – и все для того, чтобы стать соавторами игры, проявить творчество и поучаствовать в большом европейском проекте. Да и в центре внимания спикеров любых образовательных международных конференций самый главный вопрос – как снимать стресс и что еще такого сделать, чтобы дети ходили в школу с радостью.

Хотя впору задать вопрос: а нужна ли школа вообще? Делала я на днях уроки с моим второклассником. Сразу скажу, что занятие это не для слабонервных, хотя ребенок очень сообразительный. Просто домашние уроки сегодня – все те же школьные заново. А учителя из нас, сами знаете, какие. Да и новые учебники, мягко сказать, вызывают стойкое недоумение.

Задачки про дядюшку Римуса, Джоэля, братца черепаху, братца кролика, братца медведя – это все, конечно, замечательно. Так же, как и знакомство с племенем бортников, которое занимается бортничеством; черноголовым хохотуном; Аниской и пятнадцатью ее подругами, обшивающими кафтаны жемчугом; Виллой Курица и мюмзиками. Все эти герои, живущие в задачках новых учебников математики, несомненно, обогатили внутренний мир ребенка. И развлекли меня. Это вам не задачки про водопровод и трубопровод, которыми пичкали нас в босоногом детстве! Но все эти герои страшно отвлекают от самой математики. На практике ребенок просто даже не сразу принимается за выполнение задания – надо же сначала нарисовать этого мюмзика в мове. В воображении или сразу на бумаге. Вот мы и рисуем... Сами задачки из учебника, скажу вам, тоже во вкусе Льюиса Кэрролла, с элементами его же кэрролловской логики. И иногда столь они оригинальны, что родительская логика сдается сразу. Правила между тем написаны таким сухим академическим языком, что понятны только лишь авторам учебников. Все остальным взрослым приходится разжевывать детям, рисуя разные схемы и находя другие опорные сигналы. Мое главное потрясение - ребенок не решает примеры с пятизначными цифрами столбиком. Учительница в классе разрешает делать все действия в уме. Ради интереса позвонила знакомым мамам других второклассников. У некоторых оказалось все так же. Говорят, что сейчас это модно. В результате чуть отвернулся, ребенок просто включает калькулятор и выдает готовый результат. Еще один восторг - во втором классе учебник геометрии объемом в... 456 страниц!

Впрочем, выход лично для себя я нашла. Одна из моих знакомых съездила на дачу к родителям и отыскала там на чердаке старый учебник арифметики 1964 года. Решает теперь все задачки со своим второклассником оттуда. И знаете, все стало для ребенка сразу проще и понятней. Хотя так несовременно и так далеко от «практической» жизни. Спасибо ей за совет, поеду «раскулачивать» родственников. Если раньше интерес к математике пропадал в седьмом классе, то сейчас он, похоже, пропадет намного раньше. Зачем нам математика, когда в учебнике задание про «Виллу Курица» занимает полстраницы! (Пусть дети заодно и Астрид Линдгрен прочтут?) Это примерно как – зачем первое, второе и третье за обедом подавать раздельно. Можно слить и сложить все в одну тарелку. Все равно в желудке все перемешается.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


dlz 06:32 12.12.2019

Мой сын учится в математической школе университета. Современную школьную программу он считает спецкурсом для отсталых. В своей школе они решают матрицы и задачи Дирихле. В советской школе матрицы тоже были. Все познается в сравнении, вероятно...

Алексей 12:19 14.12.2019

Ну сколько можно. Про мумзиков было в шуточном учебнике Остера.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
991
Мошенники завербовали искусственный интеллект

Мошенники завербовали искусственный интеллект

Анастасия Башкатова

Обзвоны и рассылки отсеивают не восприимчивых к манипуляциям людей

0
1819
Сбер помогает раскрыть бизнес-таланты школьников

Сбер помогает раскрыть бизнес-таланты школьников

Андрей Гусейнов

Завершился финал профиля "Технологическое предпринимательство" Национальной технологической олимпиады

0
1302
Активными инвесторами становятся "транжиры"

Активными инвесторами становятся "транжиры"

Анастасия Башкатова

Экономисты пытаются выяснить основные поведенческие модели

0
3140

Другие новости